Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" (далее - Заявитель) на действия ОСФР по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Услуги по проведению оценки профессиональных рисков" (извещение N 0218100003223000268) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком необоснованно установлены избыточные требования в извещении о закупке в части наличия у Исполнителя уведомления о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п.77 Приказа Минтруда России от 28.12.2021 N796).
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Требования в извещении о закупке установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком- ОСФР по Краснодарскому краю проводился электронный аукцион: "Услуги по проведению оценки профессиональных рисков" (извещение N 0218100003223000268).
Начальная (максимальная) цена контракта - 508 483,81 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п.2.4, п.2.8 "Описания объекта закупки" Заказчиком установлено:
2.4. Требования к методам исследований (испытаний) и методикам измерений при проведении.
При оказании услуг по оценке профессиональных рисков используется методы оценки рисков указанные в документированной процедуре управления профессиональными рисками Заказчика с учетом действующей нормативно-правовой база:
- ст. 209, ст.209.1, ст. 218 ТК РФ (в редакции Закона N 311-ФЗ от 2 июля 2021 г.)
- п.17-27Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 года N 776н
- Приказ Минтруда России от 28 декабря 2021 года N 796 "Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков"
- ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска"
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков".
- ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ.
- ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию".
- ГОСТ Р 51901.23-2012. "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска"
- ГОСТ 12.0.230.1-2015 "ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007"
- ГОСТ 12.0.230.2-2015 "ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования
2.8. Исполнитель должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, направленных на оказание услуг по оценке профессиональных рисков по охране труда и иметь действующую аккредитацию на осуществление функций службы охраны труда. Наличие у Исполнителя:
- уведомления о регистрации в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (п. 24 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 года N 776н);
- уведомления о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п. 77 Приказа Минтруда России от 28 декабря 2021 года N 796);
В п.77 Приказа Минтруда России от 28.11.2021 N926 указано, что Оценка риска получения профессионального заболевания работником осуществляется на основе результатов специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
В качестве дополнительного метода может использоваться метод, описанный в акте Минздрава России, предназначенный для применения специалистами центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и научно-исследовательских организаций и центров медицины труда. При этом указанный метод и его результаты не применяются для решения вопросов занятости конкретного работника или иных целей, влияющих на уровень его социальной защиты, а также в целях отбора персонала для выполнения отдельных работ или иных действий, противоречащих требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе способствующих возникновению или усилению социального неравенства работников.
Из ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не следует, что Участник закупки обязан иметь уведомление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Таким образом, п.77 Приказа не регламентирует наличие у Исполнителя уведомления. В связи с чем, ссылка на п.77 Приказа Минтруда России от 28 декабря 2021 года N 796 несостоятельна, что нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в ч.3 ст.19 ФЗ-426 "О специальной оценке труда" указан Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.9 Правил ПП РФ N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда" по результатам рассмотрения заявления о регистрации принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре.
В п.12 Правил ПП РФ N 2332 указано, что регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в день принятия соответствующего решения.
Подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре.
В п.28 Правил установлено, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивается возможность формирования в автоматическом режиме средствами информационной системы учета выписки, содержащей указанные в реестре сведения (далее - выписка) на момент ее формирования, всем заинтересованным лицам без взимания платы.
С 1 января 2023 г. на выписку должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре, содержащими сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку, должно быть обеспечено отображение записей в отношении организации, сведения о которой содержатся в реестре, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0218100003223000268).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 октября 2023 г. N 1060/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023