рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" (далее - Заявитель) на действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО город-курорт Анапа при проведении администрацией МО город-курорт Анапа открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса при эксплуатации системы наружного освещения в муниципальном образовании город-курорт Анапа" (извещение N 0318300537423000270) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что извещение открытого конкурса в электронной форме составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. На рассмотрение Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, согласно которым извещение составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.09.2023 г. уполномоченным органом - администрацией МО город-курорт Анапа размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме для заключения энергосервисного контракта: "Услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса при эксплуатации системы наружного освещения в муниципальном образовании город-курорт Анапа" (извещение N 0318300537423000270). Заказчик - управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО город-курорт Анапа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 145 623 534,00 руб.
Согласно п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1) ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель в жалобе указывает, что в извещении отсутствуют сведения о текущих категориях дорог и нормативах освещенности.
Согласно приложению N 6 проекта контракта освещенность должна соответствовать требованиям: СП 52.13330.2016" "Естественное и искусственное освещение" на основании светотехнического расчёта. В соответствии с пунктом 7.5.1.1 СП 52.13330.2016 предусмотрены требования к уличному освещению в зависимости от классификации улично-дорожной сети городов (категория объекта, класс объекта, основное назначение объекта, транспортная характеристика, расчетная скорость). Так, например, согласно пункту 7.5.1.15 СП 52.13330.2016 средняя освещенность на дорожном покрытии на подъездных путях к объектам сервиса для улиц и дорог категорий А и Б должна составлять не менее 15 лк; категории В - не менее 10 лк.
Вместе с тем, в извещении отсутствует информация:
- о текущих категориях дорог;
- о текущих нормативах освещенности и о том, соблюдаются они или нет с учетом примененных светильников.
Таким образом, Заказчиком не определены требования, предъявляемые к параметрам уличного освещения, в том числе требования к регулированию светового потока светильника. Из положений извещения, не возможно установить наличие/ отсутствие обязанности исполнителя по выполнению регулирования светового потока светильника в рамках исполнения контракта. Соответственно, без указанных сведений участник не имеет возможности провести подбор осветительного оборудования для обеспечения требования о соответствии освещенности СП 52.13330.2016. От подбора осветительного оборудования (в т.ч. от его мощности) зависит, в том числе, ценовое предложение.
Также, Заявитель в жалобе указывает, что в перечень мероприятий по ЭСК включено проведение обследования, в том числе включающее "категорирование дорог". Таким образом, обязанность по присвоению той или иной категории дороге возложена на Исполнителя.
Категорирование дорог местного значения - это обязанность органов местного самоуправления. Так, согласно подпункту "г" пункта 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767, классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
Контрактом предусмотрено, что объем потребления э/э для нужд освещения объектом энергосервиса до проведения энергосберегающих мероприятий определен по Методике, утвержденной приказом Минэнерго РФ N 67 от 04.02.2016 (раздел 1, определение понятий "Энергетический базис", "Методика"). Методика также приводится в приложении N 4 к проекту контракта.
Согласно п. 3.1. Методики: "Для определения объема потребления электрической энергии на цели наружного освещения (Wнар) в базовом и отчетном периодах определяется перечень категорий участков (i) на основе их функционального назначения". С учетом изложенного, от определения категорий участков зависит применение установленных методикой формул расчета объема потребления. Соответственно, объем потребления э/э для нужд освещения объектом энергосервиса до проведения энергосберегающих мероприятий должен был быть определен заказчиком до объявления закупки. Расчет НМЦК производится также с учетом данного показателя, и не может быть произведен в его отсутствие.
Таким образом, в соответствии с приказом Минэнерго РФ N 67 от 04.02.2016, категорирование дорог должно было быть произведено до объявления настоящей закупки на право заключения энергосервисного контракта.
Заказчиком в требованиях настоящей закупки установлены противоречия, а именно: с одной стороны, предусматривается, что расчет Энергетического базиса и НМЦК производится исходя из перечня категорий участков (которые неизвестны Заказчику на момент проведения закупки), а с другой - указывается, что категорирование улиц осуществляется уже после заключения контракта и производится Исполнителем. Данное противоречие является существенным и свидетельствует о возможности неверного расчета цены контракта.
ПАО "Ростелеком" был подготовлен запрос разъяснений от 27.09.2023 относительно изложенных в жалобе положений документации. Однако Заказчик посчитал данные условия соответствующими законодательству, указав, что отсутствие категорийности дорог не является препятствием для заключения Контракта, так как любой участник имеет право выехать на объект энергосервиса для сбора необходимых ему данных.
Данный довод является несостоятельным, поскольку проведение дополнительных исследований участником закупки условий исполнения контракта, ставит в неравное положение участников закупки, расположенных в иных субъектах РФ и даже в иных муниципальных образованиях.
Таким образом, в извещении отсутствуют сведения о текущих категориях дорог и нормативах освещенности, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3), п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3) ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок...docx" установлено:
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
Оценке заявок по критерию оценки "цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги" подлежит Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой договора) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого открытого конкурса и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого открытого конкурса проценту этой экономии, с учетом особенностей, установленных статьей 108 Федерального закона N 44-ФЗ. При оценке заявок по критерию "Предложение о сумме" лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшим предложением о сумме. Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт. |
2. |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Характеристика 1 "Общее количество исполненных участником закупки договоров" |
В рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются следующий показатель, детализирующий показатель оценки: Общее количество исполненных участником закупки договоров. При этом детализирующему показателю: Исполненным считается договор: - выполнены обязательства сторонами в полном объеме; - при исполнении договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта: - оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (энергосервисный контракт), а также договор, в рамках которого осуществлялась поставка и монтаж светильников для наружного утилитарного освещения и/или светильников для освещения пешеходных пространств и замена кронштейнов. Сведениями об опыте оказания услуг являются: сведения о номере, дате заключения и предмете договора; информацией о заказчике. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта: 1.Для контрактов заключенных в рамках закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц": - исполненный договор (договоры) (со всеми приложениями и дополнительными соглашениями), акт (акты) о выполнении сторонами обязательств в полном объеме, включая достижение предусмотренного контрактом размера экономии, составленные при исполнении такого договора (договоров); последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; документы предоставляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. - рекомендуется приложить информационную справку участника закупки с указанием реестрового номера из реестра договоров в Едином реестре государственных и муниципальных договоров на официальном сайте http:\\zakupki.gov.ru, в статусе ЕИС "Исполнение завершено" ("Исполнение прекращено" в случае досрочного исполнения сторонами своих обязательств, подтвержденных документально), даты, наименования заказчика, наименование услуг и/или работ, ценой договора; - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры. - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; 2. Для иных гражданско-правовых договоров - - информационная справка участника закупки с указанием даты заключения договора, наименования, ИНН заказчика, наименование услуг и ценой договора (рекомендуется); - сканкопии договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; - сканкопии актов достижения экономии (за период действия договора) и актов о выполнении сторонами обязательств в полном объеме; - сведения, подтверждающие исполнение обязательств сторонами в стоимостном выражении (цена договора) - платежные поручения об оплате заказчиком в адрес исполнителя с отметкой банка об исполнении и/или заверенные банком выписки по счету исполнителя по договору (с указанием реквизитов плательщика/получателя, информации о назначения платежа). Сумма платежных поручений и/или банковских выписок должна соответствовать цене такого договора. - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры. - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки по п. 2 установлены следующие критерии:
Наименование критерия: пп. г) п.3 Положения - "Квалификация участников закупки".
Наименование показателя оценки: пп. в) п. 24 Положения - "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Детализирующий показатель оценки: пп. а) п. 28 Положения - "Общее количество исполненных участником закупки договоров", согласно которому участнику необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта согласно перечня, а именно:
"_ - рекомендуется приложить информационную справку участника закупки с указанием реестрового номера из реестра договоров в Едином реестре государственных и муниципальных договоров на официальном сайте http:\\zakupki.gov.ru, в статусе ЕИС "Исполнение завершено" ("Исполнение прекращено" в случае досрочного исполнения сторонами своих обязательств, подтвержденных документально), даты, наименования заказчика, наименование услуг и/или работ, ценой договора;_".
Установленное требование не соответствует перечню документов, необходимых для подтверждения наличия у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта в соответствии с пунктом 28 Положения Постановления 2604.
Действующее законодательство в сфере закупок не определяет отсутствие сведений в ГИС ЕИС в качестве обстоятельств, исключающих факт исполнения контрактов, что подтверждает шестнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу А63-7609/2022 от 26.12.2022 г.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 32 Закона о контактной системе.
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" обоснованной.
2. Признать в дистих Заказчика - управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО город-курорт Анапа нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 32 Закона о контактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО город-курорт Анапа, уполномоченному органу - администрации МО город-курорт Анапа (комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 октября 2023 г. N 1055/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023