Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Юнимед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Поставка медицинского изделия (колонка экстракорпоральная)" (извещение N 0818500000823006691) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком указаны характеристики закупаемого товара под единственного производителя TORAYMYXIN PMX-20R (Япония), что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Представителями Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинского изделия (колонка экстракорпоральная)" (извещение N 0818500000823006691).
Заказчик - ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 320 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется к поставке:
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-ва |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Уточнение вида значения характеристики закупаемого товара, указанной в соответствии с КТРУ |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
|||||||
Колонка экстракорпоральная |
32.50.21.130 |
|
шт |
52 |
Экстракорпоральная терапия сепсиса, септического шока. Антибактериальная и антитоксическая обработка крови вне организма путём гемоперфузии |
Соответствие |
|
|
Тип колонки |
С волоконным наполнением |
|
|
|||||
Активная составляющая: полимиксин В иммобилизован на поверхности волокон из производных полистирола |
Соответствие |
|
|
|||||
Заполнение колонки физиологическим раствором (отсутствие контакта с воздухом) |
соответствие |
|
|
|||||
Давление крови на входе колонки при рекомендуемой скорости тока, мм.рт.ст |
не более 500 |
|
|
|||||
Скорость кровотока, мл/мин |
100_20 |
|
|
|||||
Первичный объем заполнения по крови, мл |
135_5 |
|
|
|||||
Соединение колонки с кровопроводящими магистралями Луер Лок |
соответствие |
|
|
|||||
Стерильность |
соответствие |
|
|
Заявителем на основании ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе подан запрос о разъяснении положений извещения электронного аукциона.
Заказчиком 05.10.2023 г. в регламентированные сроки дан ответ на запрос.
В техническом задании запрашиваются колонки экстракорпоральные, с указанием характеристик только одного производителя TORAYMYXIN РМХ-20R ("Toray Industries, Inc.", Япония), РУ N РЗН 2017/5534, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ограничивает потенциальный круг лиц, участников заказа".
Обращаем Ваше внимание, что на медицинском рынке имеются и успешно применяется ряд аналогичных устройств для экстракорпорального очищения крови, а именно Cytosorb, США, Alteco LPS, Швеция, Десепта 150, Десепта ЛПч Россия, HA-330, Китай, Эфферон, Россия, в том числе Российского производства (ПП N102 применение национального режима по 44-ФЗ ), удовлетворяющих требованиям данного ТЗ, при этом имеющих незначительные отличия от характеристик.
В связи с этим просим внести изменения в ТЗ, расширив диапазон некоторых значений, а именно:
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ |
Товарный знак |
Ед. изм. |
Кол-ва |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Предлагаемые изменения в ТЗ
|
Обоснования для внесения |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
|
||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
Колонка экстракорпоральная |
32.50.21.130 |
|
шт |
52 |
Экстракорпоральная терапия сепсиса, септического шока. Антибактериальная и антитоксическая обработка крови вне организма путём гемоперфузии |
Соответствие |
|
|
Тип колонки |
С волоконным наполнением |
С волоконным или гранульным наполнением |
Волоконный тип не влияет на клиническую эффективность и не является заменой альтернативным (гранулы, гранулы агарозы, гранулы сополимера стирола и дивенилбензола, гранулы сверхсшитого полистирола, пептиды ) |
|||||
Активная составляющая: полимиксин В иммобилизован на поверхности волокон из производных полистирола |
Соответствие |
Активная составляющая: полимиксин В иммобилизован на поверхности волокон из производных полистирола или сополимер микро- и мезопористого стирола и дивинилбензола с иммобилизованным ЛПС-селективом лигандом |
Активная составляющая: иммобилизованный полимиксин В (Polymyxin B) не является стандартным показателем, требованием, касающимися качественных характеристик, не оказывают воздействия на терапевтический эффект, клиническую эффективность работы колонки. Риск, связанный с внутривенной инъекцией Полимиксин-В, включает в себя нефротоксический и нейротоксический побочный эффекты, усугубляемые нарушенной почечной функцией, высоким содержанием Полимиксин-В в сыворотке крови и/или одновременным использованием других нефротоксических/нейротоксических лекарств |
|||||
Заполнение колонки физиологическим раствором (отсутствие контакта с воздухом) |
соответствие |
|
|
|||||
Давление крови на входе колонки при рекомендуемой скорости тока, мм.рт.ст |
не более 500 |
|
|
|||||
Скорость кровотока, мл/мин |
100_20 |
|
|
|||||
Первичный объем заполнения по крови, мл |
135_5 |
Не более 135 |
Первичный объем заполнения не влияет на клиническую эффективность |
|||||
Соединение колонки с кровопроводящими магистралями Луер Лок |
соответствие |
|
|
|||||
Стерильность |
соответствие |
|
|
Мы предлагаем изменить аукционную документацию для того, чтобы все производители могли принять участие в данной процедуре или в противном случае мы оставляем за собой право обжаловать аукционную документацию в ФАС.
При внесении изменений в ТЗ, Заказчик обеспечит участие неограниченного числа компаний и возможность предложить аналогичные колонки для проведения экстракорпоральной очистки крови отвечающие требованиям Заказчика, а также экономию бюджетных средств.
Разъяснение положений извещения и электронных документов об электронном аукционе:
В ответ на запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки (извещение от 28.09.2023 N 0818500000823006691, наименование объекта закупки - поставка медицинского изделия (колонка экстракорпоральная)), сообщаю следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание Заказчиком на необходимость поставки медицинского изделия с установленными характеристиками обусловлено спецификой назначения и способа его применения в учреждении Заказчика, при оказании неотложной, квалифицированной медицинской помощи пациентам.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Таким образом, медицинским учреждением в описании объекта закупки установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Кроме того, предметом электронного аукциона является поставка изделий, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи данный Федеральный закон определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения описания объекта закупки не противоречат Закону о контрактной системе.
Колонка экстракорпоральная для удаления эндотоксина используется в отделении интенсивной терапии и реанимации ГБУЗ "ККБ N2" для лечения пациентов с сепсисом с целью связывания единиц циркулирующего эндотоксина грамотрицательных бактерий, отличающихся высокой патогенностью и способных привести к летальному исходу у пациентов.
Требование о необходимости наличия полимиксина в качестве действующего вещества обусловлено поли- и панрезистентностью энтеро- и неферментирующих грамотрицательных бактерий, чувствительных только к полимиксину В, что подтверждается результатами миробиологических исследований крови.
В ГБУЗ "ККБ N2" колонки экстракорпоральные для удаления эндотоксина посредством селективной сорбции полимиксином В применяются для лечения сепсиса у пациентов, в том числе в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, оказания помощи родильницам и беременным, находящимся в критическом и крайне тяжелом состоянии, что отвечает предъявляемым к лечению данных категорий пациентов самым высоким требованиям эффективности, безопасности и доказательности.
Также следует отметить, что больница находит применение разным сорбционным материалам и закупает почти весь спектр, имеющийся на сегодняшний день.
В связи с этим, на основании вышеизложенного изменения в описание объекта закупки не будут внесены.
Заказчик в ответе на запрос не пояснил, в связи с чем установлены данные параметры и в чем спецификации данных требований, а именно: почему тип колонки не может быть поставлен гранульным наполнением, а только с волоконным. Заказчик не разъяснил, почему "Активная составляющая: полимиксин В иммобилизован на поверхности волокон из производимых полистирола" не может быть заменен на сополимер микро- и мезопористого стирола и дивинилбензола с иммобилизованным ЛПС-селективом лигандом, а также почему указан первичный объем заполнения по крови, мл в диапазоне не более 135, если первичный объём заполнения не влияет на клиническую эффективность.
Описанные Заказчиком в "Описании объекта закупки" характеристики товара - колонка экстракорпоральная соответствует единственному производителю - TORAY INDUSTRIES, Inc., TORAYMYXIN PMX-20R (Япония), что не опровергнуто Заказчиком.
Таким образом, указанные выше требования искусственно ограничивают конкуренцию, препятствуя возможности поставки оборудования Cytosorb, США, Alteco LPS, Швеция, Десепта 150, Десепта ЛПч Россия, НА-330, Китай, эфферон, Россия.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
На участие в закупке подано 1 ценовое предложение (заявка). В заявках участника предложен товар производства компании TORAY INDUSTRIES, Inc., TORAYMYXIN PMX-20R (Япония).
Доказательства, свидетельствующие о наличии товара с указанными характеристиками нескольких производителей, Заказчиком не представлены.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнимед" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии), Заказчику - ГБУЗ "ККБ N2" МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 октября 2023 г. N 1065/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29 июля 2024 г. по делу N А32-71328/2023 настоящее решение признано недействительным