Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГКУЗ "Детский санаторий для больных туберкулезом "Горный воздух" МЗ КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЧОО "Сокол" по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по охране объектов и территории ГКУЗ ДСБТ "Горный воздух" в 2023 году" (извещение: N 0318200057323000063),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГКУЗ "Детский санаторий для больных туберкулезом "Горный воздух" МЗ КК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЧОО "Сокол" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по охране объектов и территории ГКУЗ ДСБТ "Горный воздух" в 2023 году" (извещение: N 0318200057323000063).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.08.2023 NИЭА1 ООО "ЧОО "Сокол" признано победителем закупки.
25.08.2023 между ГКУЗ "Детский санаторий для больных туберкулезом "Горный воздух" МЗ КК и ООО "ЧОО "Сокол" заключен контракт на сумму 308 280,43 рублей.
20.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ЧОО "Сокол";
- адрес: 354204, г. Сочи, ул. Омская, д. 1;
- ИНН: 2318041267, КПП: 231801001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУЗ "Детский санаторий для больных туберкулезом "Горный воздух" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по охране объектов и территории ГКУЗ ДСБТ "Горный воздух" в 2023 году" (извещение: N 0318200057323000063).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.08.2023 NИЭА1 ООО "ЧОО "Сокол" признано победителем закупки.
25.08.2023 между ГКУЗ "Детский санаторий для больных туберкулезом "Горный воздух" МЗ КК и ООО "ЧОО "Сокол" заключен контракт на сумму 308 280,43 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Исполнитель обязуется в установленные Контрактом сроки оказать услуги по охране объектов и территории (далее - услуга) в соответствии с условиями Контракта, а Заказчик обязуется принять их и оплатить.
В соответствии с п. 3.1 контракта оказание услуг осуществляется с 08.09.2023 года по 31.10.2023 года.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ЧОО "Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
11.09.2023 на основании проверки организации, проверки несения службы дежурной смены, охраны объекта по адресу: г. Сочи, ул. Декабристов 163, Заказчиком составлен Акт N1, в котором зафиксировано:
1. Нарушение графика сменности охраны с 08.09.2023 по 11.09.2023.
2. Отсутствие записей в журнале дежурств и происшествий.
3. Отсутствие личной карточки у охранника Носирова Т.Б.
12.09.2023 на основании проверки организации, проверки несения службы дежурной смены, охраны объекта по адресу: г. Сочи, ул. Декабристов 163, Заказчиком составлен Акт N2, в котором зафиксировано отсутствие изменений выявленных прежде нарушений:
1. Нарушение графика сменности охраны с 08.09.2023 по 12.09.2023.
2. Отсутствие записей в журнале дежурств и происшествий.
3. Отсутствие личной карточки у охранника Носирова Т.Б.
На основании Акта N1 от 11.09.2023 и Акта N2 от 12.09.2023 Заказчиком направлена претензия от 13.09.2023 в адрес ООО "ЧОО "Сокол".
15.09.2023 на основании проверки организации, проверки несения службы дежурной смены, охраны объекта по адресу: г. Сочи, ул. Декабристов 163, Заказчиком составлен Акт N3, в котором зафиксировано:
1. Нарушение графика сменности охраны с 08.09.2023 по 15.09.2023.
2. Отсутствие личной карточки у охранника Носирова Т.Б.
15.09.2023 Заказчиком направлена претензия в адрес ООО "ЧОО "Сокол".
19.09.2023 на основании проверки организации, проверки несения службы дежурной смены, охраны объекта по адресу: г. Сочи, ул. Декабристов 163, Заказчиком составлен Акт N4, в котором зафиксировано:
1. Нарушение графика сменности охраны с 08.09.2023 по 19.09.2023.
19.09.2023 Заказчик направил претензию в адрес ООО "ЧОО "Сокол".
25.09.2023 на основании проверки организации, проверки несения службы дежурной смены, охраны объекта по адресу: г. Сочи, ул. Декабристов 163, составлен Акт N5, в котором зафиксировано:
1. Нарушение графика сменности охраны с 08.09.2023 по 25.09.2023.
25.09.2023 Заказчик направил претензию в адрес ООО "ЧОО "Сокол" об отсутствии сменности охраны на охраняемом объекте 18 (восемнадцать) дней. Ответ на претензию ООО "ЧОО "Сокол" не направил.
20.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.10.2023 ООО "ЧОО "Сокол" направил Заказчику возражение о несогласии с расторжением контракта.
03.10.2023 в адрес ООО "ЧОО "Сокол" направлен Заказчиком отзыв на возражение.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.09.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "ЧОО "Сокол" следует, что Исполнителем привлечены квалифицированные специалисты, обладающие необходимыми навыками и документами, которые требуются для оказания охранных услуг, и обеспечено круглосуточное нахождение на объектах двоих сотрудников охраны.
20.09.2023 Заказчиком в единой информационной системе было опубликовано решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, мотивированное ненадлежащим оказанием услуг со стороны Исполнителя.
В качестве основания для принятия указанного решения, Заказчик ссылается на составленные им Акты проверок N1 от 11.09.2023 г., N2 от 12.09.2023 г., N3 от 15.09.2023 г., N4 от 19.09.2023 г., в которых указано об отсутствии сменности поста со стороны охранника Носирова Т.Б., отсутствии у него личной карточки, а также отсутствии записи в журнале дежурств и происшествий.
Сменяемость охранников не предусмотрена условиями Контракта и Технического задания, соответственно Исполнитель осуществляет привлечение и использование рабочей силы самостоятельно.
Условиями Контракта предусмотрено предоставление 2-х сотрудников для оказания охранных услуг, что и было осуществлено со стороны ООО "ЧОО "Сокол".
Охранник Носиров Т.Б. обладает личной карточкой, что подтверждается карточкой, представленной в материалы дела, которая удостоверена надлежащим образом и содержит печать Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Также Общество пояснило, что соответствующий журнал находится на объекте и своевременно заполняется сотрудниками охраны, о чем имеются соответствующие отметки.
02.10.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика мотивированные возражения относительно принятого решения, в которых сообщил об обстоятельствах исполнения Контракта, а также просил отменить вынесенное решение от 20.09.2023 о расторжении Контракта и продолжить дальнейшее сотрудничество.
04.10.2023 от Заказчика получен ответ (исх. N424), на основании которого Заказчик ссылается на нарушение конституционных прав сотрудников на отдых, и сообщает о невозможности отмены вынесенного решения о расторжении Контракта.
02.10.2023 Исполнитель разместил в ЕИС акты оказанных услуг, на общую сумму 142 729,87 рублей. Услуги приняты и оплачены Заказчиком 03.10.2023.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ООО "ЧОО "Сокол" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя.
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "ЧОО "Сокол" умышленных действий (бездействий) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЧОО "Сокол" Заказчиком не представлено.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУЗ "Детский санаторий для больных туберкулезом "Горный воздух" МЗ КК в отношении ООО "ЧОО "Сокол" (354204, г. Сочи, ул. Омская, д. 1; ИНН: 2318041267, КПП: 231801001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 октября 2023 г. N РНП-23-848/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023