Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Коммерческая фирма Абсолют", в присутствии представителей государственного заказчика ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Вавиловой О.А. (доверенность от 09.10.2023 N014), Золотайкина Д.В. (доверенность от 09.10.2023 N015), в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52), рассмотрев жалобу ООО "Коммерческая фирма Абсолют" на действия государственного заказчика ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в ГКОУ АО "Школа-интернат N 7" (реестровый N 0825500000723004496), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.10.2023 поступила жалоба ООО "Коммерческая фирма Абсолют" (далее также - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в ГКОУ АО "Школа-интернат N 7" (реестровый N 0825500000723004496) (далее - электронный аукцион).
Согласно доводам заявителя жалобы в извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о том, что он должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Уведомлениями от 05.10.2023 NНМ/6144/23, НМ/6145/23 рассмотрение жалобы было назначено на 10.10.2023 на 10 час.00 мин.
В указанное время рассмотрение жалобы началось в составе
председателя комиссии
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии директора ООО "Коммерческая фирма Абсолют" Круглова Л.В., в присутствии представителей государственного заказчика ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Вавиловой О.А. (доверенность от 09.10.2023 N014), Золотайкина Д.В. (доверенность от 09.10.2023 N015), в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52).
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:00 11.10.2023.
После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Балтыковой Е.М.- заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Коммерческая фирма Абсолют", в присутствии представителей государственного заказчика ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Вавиловой О.А. (доверенность от 09.10.2023 N014), Золотайкина Д.В. (доверенность от 09.10.2023 N015), в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Бурмистровой Д.Н. (доверенность от 14.03.2023 N01-06-52).
Изучив материалы жалобы, извещение об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
29.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 315 596,52 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу требований части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в составе извещения размещены следующие документы:
- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта,
- Проект контракта,
- Описание объекта закупки (Техническое задание),
- Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с чч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является разработка проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в ГКОУ АО "Школа-интернат N 7".
При этом в составе извещения установлено требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя положений ч. 1 и ч. 2 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется в отношении подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электрообеспечения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности".
Системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминисцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства (письмо Министерства строительства Российской Федерации от 06.09.2021 г. N 37970-ОД/08).
Исходя из предмета закупки, учитывая положения ГрК РФ, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, установившего в извещении требование к участнику о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе.
Указанное подтверждается письмом СРО АС "Гильдия проектировщиков Астраханской области" от 06.10.2023 N324.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в заседание Комиссии Управления Заявитель 11.10.2023 участие не принимал, при этом в составе жалобы Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о неправомерности действий Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупок, в том числе подтверждающие факт неправомерного включения требования к участникам закупки о наличии членства СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Заявитель полагает, что Заказчику в извещении надлежало установить требование о том, что участнику закупки необходимо представить выписку из реестра лиц, аттестованных на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, установленную требованиями постановления Правительства РФ от 30.11.2021 г. N 2106 "О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию".
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N2106 "О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию" установлены правила аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее также - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил аттестация проводится в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право на проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (далее соответственно - претендент, аттестуемая деятельность).
В силу пункта 26 Правил запись в реестре аттестованных лиц признается квалификационным аттестатом и является специальным разрешением на право осуществления аттестуемой деятельности.
Таким образом, из положений Правил следует, что аттестацию на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию проходят только физические лица, запись в реестре аттестованных лиц вносится в отношении физического лица, успешно прошедшего аттестацию.
Однако, Заявителем не учтено, что положения как самого Постановления N2106, так и Правил применяются в отношении только физических лиц, в то время как участниками закупки могут являются юридические лица.
Следует учитывать, что Законом о контрактной системе такое требование непосредственно к участникам закупки также не предъявляется.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Следовательно, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Коммерческая фирма Абсолют" на действия государственного заказчика ГКОУ АО "Школа-интернат N 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в ГКОУ АО "Школа-интернат N 7" (реестровый N 0825500000723004496) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 октября 2023 г. N 030/06/42-1063/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023