Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев обращение Заказчика - МБУ ДО "Спортивная школа "Муравленко" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 20-21/ЭА от 23.11.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем тревожной и охранной сигнализации для обеспечения безопасности зданий и сооружений, цена контракта 57 228,92 рублей, (извещение N 0190300004621000325), с ИП Журавель В.А (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 14.09.2023 N357 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол от 12.11.2021 N0190300004621000325) следует, что стороны заключили контракт 23.11.2021 N 20-21/ЭА (далее-Контракт) на оказание услуг по техническому обслуживанию систем тревожной и охранной сигнализации для обеспечения безопасности зданий и сооружений на объектах Заказчика (далее - услуги), согласно которому Исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги с 01.01.2022 по 31.12.2023, в соответствии с условиями Контракта и технического задания (приложение N1 к Контракту).
В ходе исполнения условий Контракта Заказчиком неоднократно выявлялись факты ненадлежащего исполнения Контракта со стороны Исполнителя, а именно в июле и августе месяце Исполнителем не оказывались услуги в соответствии с условиями Контракта, что подтверждает факт отсутствия записи и подписи сторон в журнале регистрации о проведении технического обслуживания установок обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объектах Заказчика.
Указанные нарушения условий Контракта подтверждаются актами проверок комиссией Заказчика от 31.07.2023, 31.08.2023, претензиями от 11.08.2023 N292, от 12.09.2023 N349, заключениями проведения экспертизы заказчиком от 04.08.2023 и 04.09.2023.
Неоднократные требования (акты проверки оказания услуг) направлялись в адрес Исполнителя о необходимости устранения замечаний. Требования Заказчика об устранении замечаний оставались без удовлетворения.
Таким образом, Исполнителем были существенно нарушены взятые на себя обязательства, предусмотренные Контрактом.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 27.09.2023 N5838/23, представил ответ по делу N 089/10/104-723/2023 (далее - пояснения).
По мнению Исполнителя, официальным основанием для расторжения договора послужили незаполненные журналы о проведении технического обслуживания. Исполнитель считает, что причина расторжения Договора Заказчиком "СШ "Муравленко" иная, а именно с целью недопущения Исполнителя к объектам из-за расторжения другого договора в одностороннем порядке - "Оказание услуг по техническому обслуживанию и контролю работы бассейнов" - дело N 089/10/104-715/2023.
Согласно Договору, п. 3.2.12 журналы регистрации находятся у Заказчика на каждом объекте.
13.07.2023, на запрос заказчика N 259 "Просим вернуть журналы по проведению ТО тревожной и охранной сигнализации; автоматической пожарной сигнализации; системы дымоудаления; техническому обслуживанию бассейнов в срок до 15.07.2023 года", Исполнитель направил Заказчику уведомление о том, что "как мы можем вернуть то, чего не брали? Журналы в здании, вы нам их не передавали. В журналах записи за полтора года. Потеряли?"
От Заказчика ответа не поступило. Журналы Заказчик не предоставил. Журналы до 13.07.2023 г. находились на вахте у администраторов. Из здания Исполнитель их не выносил. Заполнять журналы Исполнитель не отказывался, журналы Заказчик не предоставил Исполнителю. В подтверждение того, что Исполнителем выполнялись взятые на себя обязательства - результаты допуска зданий к новому учебному году со стороны контрольных органов. Так в августе - сентябре 2023 со стороны МЧС, ОМВД, Росгвардии совместно с Заказчиком были проведены работы по проверке работоспособности систем:
- тревожной и охранной сигнализации;
- обслуживанию системы дымоудаления для обеспечения пожарной безопасности;
- установок обеспечения пожарной безопасности.
Согласно Договоров Заказчик обязан (п. 3.4.9) осуществлять приемку работ, подтверждая это подписью в "Журнале регистрации работ по ТО и Р".
Исполнитель со своей стороны не отказывался от взятых на себя обязательств.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.13.7 Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.11.2021 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 10-21/ЭА (далее - Контракт).
14.09.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.09.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 26.09.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что государственный контракт N 20-21/ЭА от 23.11.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем тревожной и охранной сигнализации для обеспечения безопасности зданий и сооружений, цена контракта 57 228,92 рублей, (извещение N 0190300004621000325), заключен 23.11.2021.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением Контракта со стороны Исполнителя, что подтверждается фактом отсутствия записи и подписи сторон (в июле, августе) в журнале регистрации о проведении технического обслуживания установок обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объектах Заказчика.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлены.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Исполнитель полагает, что сам Заказчик изъял журналы на объекте. Исполнитель представил фотодоказательства с камер видеонаблюдения, где Заказчик сам забирает журналы с вахты администратора. Исполнителем было подано заявление в ОМВД, прокуратуру, департамент спорта ЯНАО и правительство ЯНАО о противоправных действиях со стороны Заказчика, что подтверждается фотоматериалами.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Журавель В.А представленную Заказчиком - МБУ ДО "Спортивная школа "Муравленко" г. Муравленко по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 20-21/ЭА от 23.11.2021 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем тревожной и охранной сигнализации для обеспечения безопасности зданий и сооружений, цена контракта 57 228,92 рублей, (извещение N 0190300004621000325), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 4 октября 2023 г. N 089/10/104-723/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023