Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "Ижмедцентр" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по прохождению периодического медицинского осмотра сотрудников, начальная (максимальная) цена контракта - 819 689,00 рублей (извещение N 0190300000423001104), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия Комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 18.0592023 16:44 (Мск+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 26.09.2023 09:00 (Мск+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги- 26.09.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 28.09.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что при рассмотрении заявок участников и подведении итогов закупки, организатором закупки было допущено нарушение сроков подведения итогов торгов. Согласно извещению, срок окончания подачи заявок был установлен 26 сентября 2023 г. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 28.09.2023. В нарушение условий вышеуказанной закупки, Протокол подведения итогов электронного аукциона был вынесен организатором 26.09.2023.
По мнению Заявителя, преждевременное вынесение итогового протокола лишило возможности предоставить дополнительные документы к поданной в установленный срок заявке. Вышеизложенные обстоятельства повлияли на результат проведения закупки и затронули права и законные интересы участника, лишив ООО "ИМЦ" участия в этой закупке.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, из которых следует, что Комиссия по осуществлению закупки действовала правомерно, отклонив заявку Участника закупки, приняв решение в соответствии с требованиями извещения и положениями Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.09.2023 NИЭА1 следует, что заявка Заявителя отклонена по причине (п.3 ч.12 ст. 48) - несоответствие участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ (Вторая часть заявки участника электронного аукциона Общества с ограниченной ответственностью "Ижмедцентр" не соответствует требованиям аукциона в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона 44-ФЗ. Обоснование принятого решения. Согласно извещению, участник должен соответствовать следующему Единому требованию, установленному в соответствии с законодательством РФ: "в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, для оказания услуг, являющихся объектом закупки, участник должен иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по месту осуществления медицинской деятельности: 629700, ЯНАО, Ямальский район, полученной в соответствии с постановлением Правительства РФ N 852 от 01.06.2021 года. Участник во второй части заявки, должен предоставить лицензию (или копию лицензии) на осуществление медицинской деятельности или иные сведения, позволяющие установить наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности". Во второй части заявки участник приложил лицензию, выписку из реестра лицензии https://roszdravnadzor.gov.ru/. Согласно лицензии и выписке из реестра лицензий адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности Участника с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: 426000, Удмуртская Республика, Ижевск, ул.Удмуртская, д.263. Учитывая изложенное, участник не соответствует требованиям аукционной документации и подлежит отклонению.).
Рассмотрев заявку ООО "Ижмедцентр" Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что заявитель в составе своей заявки представил выписку из реестра лицензий, согласно которой участник закупки имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности Л041-01129-18/00348866 от 27.04.2020, адреса мест осуществления лицензируемых видов деятельности: 426000, Удмуртская Республика, Ижевск, ул. Удмуртская, д.263.
Извещение об осуществлении закупки содержит требование к участникам закупки о предоставлении услуги по месту осуществления медицинской деятельности: 629700, ЯНАО, Ямальский район.
Комиссия отмечает, что, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Законе о контрактной системе, так и в извещении об осуществлении закупки.
При этом комиссией по осуществлению закупки подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Комиссия полагает, что сроки подведения итогов закупки не повлияли на права и законные интересы участника закупки, так заявки на участие в закупке предоставляются до окончания срока подачи заявок, установленного в извещении об осуществлении закупки.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушений Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Законом о лицензировании предусмотрена возможность внесения изменений в реестр лицензий в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункт 8 часть 1 статьи 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), (далее - Положение).
В пункте 11 Положения установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.
Выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила, что извещение об осуществлении закупки в Приложении N 2 содержит требование к участникам закупки о предоставлении услуги по периодическому медицинскому осмотру по месту осуществления медицинской деятельности: 629700, ЯНАО, Ямальский район.
Комиссия отмечает, что указанное в Приложении N 2 к Извещению об осуществлении закупки требование к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе привело к отклонению комиссией по осуществлению закупки заявки Заявителя. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.09.2023 NИЭА1 было принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, установленным извещением о закупке.
Установив требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с учетом места осуществления медицинской деятельности: 629700, ЯНАО, Ямальский район" Заказчик фактически ограничил территорию осуществления лицензируемой деятельности, нарушив тем самым требования ст.9 Закона о лицензировании и ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом положений ч. 2 ст.8 Закона о контрактной системе действия Заказчика приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пп. "б" пункта 1 Приложения N 2 также установлено требование, что участник во второй части заявки, должен предоставить лицензию (или копию лицензии) на осуществление медицинской деятельности или иные сведения, позволяющие установить наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что Федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" были внесены изменения в Закон о лицензировании. С 01.01.2022 подтверждением наличия у участника закупки лицензии является выписка из реестра.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения об осуществлении закупки в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ижмедцентр" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по прохождению периодического медицинского осмотра сотрудников, начальная (максимальная) цена контракта - 819 689,00 рублей (извещение N 0190300000423001104), необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 23.10.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты для уведомлений должностного лица (контактная информация);
- приказ о назначении на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 24.10.2023 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru)
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 октября 2023 г. N 089/06/49-731/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023