Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
<_____..>
<_____..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Департамент коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000423000349 от 27.03.2023 на поставку мобильного детского автогородка в с. Яр-Сале, цена контракта 840 360,00 рублей, (извещение N 0190300000423000349), с ИП Пичугин В.Ю. (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 18.09.2023 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0190300000423000349 от 27.03.2023 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что "27" марта 2023 г. между Департаментом коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Пичугиным Владиславом Юрьевичем (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0190300000423000349 на поставку мобильного детского автогородка в с. Яр-Сале (далее - Контракт).
Пунктом 5.3. Контракта срок поставки товара определен с момента заключения контракта по 10 июня 2023 года.
Согласно п. 6.1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В нарушение указанных выше условий контракта по состоянию на 18 сентября 2023 года Поставщиком не выполнены условия контракта.
Таким образом, Поставщик нарушил сроки поставки товара.
Указанные нарушения подтверждаются ранее направленными претензиями в адрес Поставщика исх. N 89-168-28/01-08/1772 от 19.07.2023, исх. N 89-168-28/01-08/2136 от 30.08.2023, исх. N 89-168-28/01-08/2258 от 07.09.2023.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 04.10.2023 NАД/2889/23, представил ответ по делу N 089/10/104-734/2023 (далее - пояснения).
Из пояснения следует, что департамент коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района, именуемый в дальнейшем "Заказчик", в лице начальника Департамента Ижболдиной Татьяны Борисовны, действующего на основании Положения о Департаменте, с одной стороны, и индивидуальный предприниматель Пичугин Владислав Юрьевич, именуемый в дальнейшем "Поставщик", действующий на основании ОГРНИП 318554300011580, с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", заключили Муниципальный контракт N 0190300000423000349 от 27.03.2023 на поставку мобильного детского автогородка в с. Яр-Сале.
Поставщик 05.07.2023 произвел поставку части товара, а именно: Велосипеды 4 шт., детские веломобили 4 шт, детская форма инспектора ДПС 1 шт, искусственная неровность (лежачий полицейский) 1 шт., искусственная неровность для защиты проводов 1 комплект (12 шт).
27.09.2023 произвел поставку части товара, а именно: имитация железнодорожного переезда 1 шт, Модуль игровой "АЗС" 1 шт, Модуль "Остановка" 1 шт, Модуль игровой "ДПС" 1 шт, Модуль игровой "Школа" 1 шт, Стенд "План-схема автогородка" 1 шт, Комплект дорожных знаков с креплением 40 шт.
07.10.2023 произвел отправку части товара, а именно: светофор транспортный с пешеходной секцией 4 шт., светофор пешеходный 4 шт., светофор железнодорожный со звуковым сигналом 1 шт., трафареты для нанесения разметки 1 комплект (9шт).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
27.03.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 0190300000423000349 (далее - Контракт).
18.09.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.09.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 29.09.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Поставщиком сроков исполнения обязательств по Контракту.
Согласно п. 5.3. Срок исполнения контракта - с момента заключения муниципального контракта по 10 июля 2023 года, и включает в себя:
- срок поставки товара Поставщиком: с момента заключения контакта по 10 июня 2023 года;
- приемку товара Заказчиком;
- оплату товара Заказчиком;
- взаимодействие заказчика с поставщиком при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком или заказчиком условий настоящего Контракта.
На заседании комиссии Заказчик и Поставщик потвердели, что товар доставлен в с. Яр-Сале но не в полном объеме.
Поставщик утверждает, что не допоставлена одна позиция (светофоры в количестве 4 шт.) и она находится в г. Салехард и готова к отправке.
Из материалов следует, что Поставщик не отрицает факт просрочки исполнения обязательств по Контракту, в связи со сложившейся ситуацией Поставщик может понести гражданско-правовую ответственность, предусмотренную положениями Контракта.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения Поставщика от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены санкции в отношении Поставщика за нарушение условий контракта в виде неустойки (штраф, пеня), что является инструментом воздействия на исполнителя при неоказании услуг, ненадлежащем оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Исследовав представленные Заказчиком и Поставщиком документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Поставщика не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Поставщик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта не представлены.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ИП Пичугин В.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Пичугин В.Ю. представленную Заказчиком - Департамент коммунального хозяйства и транспорта Администрации Ямальского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000423000349 от 27.03.2023 на поставку мобильного детского автогородка в с. Яр-Сале, цена контракта 840 360,00 рублей, (извещение N 0190300000423000349), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 октября 2023 г. N 089/10/104-734/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023