Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - МКОУ "Тазовская школа-интернат среднего общего образования" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку устройств, предназначенных для пользователей с полной или частичной потерей зрения, а также одновременной потерей зрения и слуха, начальная (максимальная) цена контракта - 3 238 225,11 рублей (извещение N 0190300000723000581) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 04.10.2023 08:00 (МСК+2);
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.10.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.10.2023,
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку описанию объекта закупки в позиции N 1 "Тактильный (брайлевский) дисплей автономный" соответствует модель конкретного производителя, - компанией ООО "Элита Групп" (РФ).
2. Заказчиком установлено ограничение допуска по постановлению Правительства РФ N 878. С подобным видом радиоэлектронной продукции, заказчик обязан использовать характеристики исключительно из КТРУ. Заказчиком установлены дополнительные требования к техническим характеристикам оборудования, что допустимо лишь при отсутствии ограничений по ПП N878.
3. Предоставление Заказчиком коммерческих предложений в целях доказательства отсутствия ограничения конкуренции не может считаться надлежащим доказательством, так как могут быть предоставлены Заказчику различными субъектами лишь для видимости конкуренции, это относится и к различным скриншотам с сайтов и писем от различных производителей о готовности к поставке товара, соответствующего техническому заданию, которое произведется якобы "под заказ".
4. Заказчик, своими действиями, даёт понять, что он не заинтересован в поставке качественного понятного товара, что он не заинтересован в большом количестве участников, снижении НМЦК, и, следовательно, экономии бюджетных денежных средств.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. С доводами жалобы не согласен. Из указанных возражений следует, что под описание объекта закупки по каждой позиции подходит продукция нескольких производителей. Объект закупки - поставка перечня товаров, а не их изготовление. Требуемые Заказчику товары находятся в свободном доступе на рынке. Заказчиком не установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила использования КТРУ, КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно доводу жалобы Заявителя, установленная Заказчиком в описании объекта закупки совокупность технических характеристик не позволяет поставить ни один товар, подходящий под ТЗ, кроме как товары единственного производителя ООО "Элита Групп" (РФ) и исключает возможность участия иных производителей.
Согласно письменным пояснениям заказчика требования к товару изложены с учетом специфики его применения и нужд конечных пользователей оборудования.
Также заказчиком заявлено по спорной позиции о наличии соответствующего товара нескольких производителей, а именно, представлена аналитическая справка, из которой следует, что описанию объекта закупки соответствует несколько товаров, различных производителей.
Согласно представленной сравнительной таблице, по позиции N 1 описанию объекта закупки соответствует MoBraille-V40 - портативный компьютер для незрячих и слабовидящих (Китай); Портативный компьютер для незрячих и слабовидящих ElBraille-W40J G1, а также Портативный компьютер для незрячих и слабовидящих.
Следовательно, Заказчиком подтверждено, что установленным в описании объекта закупки техническим характеристикам соответствуют товары как минимум двух производителей.
Комиссия обращает внимание, что указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Относительно довода Заявителя о том, что на российском рынке существуют модели, выполняющие тот же функционал Комиссия отмечает, что действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении в документации о закупке характеристик поставляемого товара устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, и моделям товара.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что описание объекта закупки соответствует только одному производителю, является необоснованным.
Из второго довода жалобы следует, что Заказчиком установлены дополнительные требования к техническим характеристикам оборудования, что допустимо лишь при отсутствии ограничений по постановлению Правительства РФ N878.
Вместе с тем, ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии заявителем не представлены доказательства, подтверждающие наличие дополнительных требований к техническим характеристикам оборудования. Более того, не представлены сведения и доказательства, позволяющие определить характеристики, которые установлены заказчиком безосновательно.
Комиссия установила, что Заказчик в извещении об осуществлении закупки использовал позиции обязательного к применению каталога КТРУ, что не противоречит требованиям Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства N 145.
Довод жалобы Заявителя не находит свое подтверждение и является необоснованным.
Относительно доводов жалобы 3-4, Комиссия в ходе рассмотрения дела установила, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
В ходе подачи заявок на участие в закупке было подано 4 заявки на участие в электронном аукционе, снижение начальной максимальной цены контракта составило 45,85%, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при формировании потребности в закупке.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - МКОУ "Тазовская школа-интернат среднего общего образования" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку устройств, предназначенных для пользователей с полной или частичной потерей зрения, а также одновременной потерей зрения и слуха, начальная (максимальная) цена контракта - 3 238 225,11 рублей (извещение N 0190300000723000581), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 октября 2023 г. N 089/06/33-738/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023