Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>;
рассмотрев жалобу ИП Бредихин Николай Петрович на действия Заказчика - МБУ "Управляющая компания "ТАСУ Ява" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку светодиодных ламп для уличного освещения, начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 рублей (извещение N 0190300000723000654), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее-ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 06.10.2023 08:00 (МСК+2);
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 06.10.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.10.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что в техническом задании указаны Габаритные размеры светильника, (ДхШхВ) не более 755х85х99 мм, заявитель не нашёл не одного светильника в реестре Минпромторга который подходил бы по ширине.
Заявитель полагает, что Заказчик ограничивает конкуренцию с целью приобрести продукцию конкретного производителя.
Заказчик представил в Управление возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка светодиодных ламп для уличного освещения.
В Описании объекта закупки (Приложении к извещению о проведении закупки) Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товары, которые будут представлены участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, полностью соответствовали текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии которыми и были определены текущие потребности заказчика.
Комиссия отмечает, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара поставляемого при оказании услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
Согласно письменным пояснениям заказчика требования к товару изложены с учетом специфики его применения и потребности конечных пользователей товара.
Также заказчиком заявлено по спорной позиции о наличии соответствующего товара нескольких производителей, а именно, представлена сравнительная таблица, из которой следует, что описанию объекта закупки соответствует несколько товаров, различных производителей.
Согласно представленной сравнительной таблице, описанию объекта закупки соответствует продукция производителей: ООО "НПП ЛАЙТАП", ООО "НПК ТРАНСЭТ", АО "СВЕТОДИОДНАЯ ТЕХНИКА".
Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлен паспорт изделия "Светильник светодиодный стационарный общего назначения", подтверждающий наличие товара на рынке промышленной продукции, соответствие технических характеристик, требованиям извещения об осуществлении закупки.
Следовательно, Заказчиком подтверждено, что установленным в описании объекта закупки техническим характеристикам соответствуют товары как минимум двух производителей.
Комиссия обращает внимание, что указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Комиссия установила, что предъявленные заказчиком требования к поставляемым товарам в равной степени распространяются на всех участников закупки, ввиду чего любое лицо обладает возможностью закупить и поставить требуемый товар.
В реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, информация о промышленной продукции размещена на официальном сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в сети Интернет по адресу: https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/.
Комиссия обращает внимание, что информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер. Также не вся промышленная продукция (товар), фигурирующая в вышеуказанном каталоге, может быть включена в реестр.
Необходимо также отметить, что заявителем доказательств того, что среди всего многообразия товаров, присутствующих на российском товарном рынке и рынках стран членов Евразийского экономического союза, отсутствуют товары соответствующие потребности заказчика, установленной в документации, заявителем в материалы дела не представлено.
При этом, к жалобе не приложены какие-либо документы и информация, подтверждающие утверждение подателя жалобы (в частности, не приложен какой-либо сравнительный анализ имеющейся на рынке продукции).
Данный факт не позволяет Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что действия Заказчика по установлению характеристик закупаемого товара нарушают требования Закона о контрактной системе.
Комиссия в ходе рассмотрения дела установила, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
Доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
В ходе подачи заявок на аукцион на поставку светодиодных ламп для уличного освещения было подано 6 (шесть) заявок на участие в электронном аукционе со снижением цены на 47,00%, что свидетельствует на отсутствии ограничения конкуренции при формировании потребности в закупке.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Бредихин Николай Петрович на действия Заказчика - МБУ "Управляющая компания "ТАСУ Ява" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку светодиодных ламп для уличного освещения, начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 рублей (извещение N 0190300000723000654), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 октября 2023 г. N 089/06/33-739/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023