Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 04.10.2023 N 219/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Спироника" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок", управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, в отсутствие представителя заявителя - ООО "Спироника" (о времени и месте заседания Комиссии надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-691/2023 по жалобе ООО "Спироника" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования на 2024 г." (закупка N0826500000923007230), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Спироника" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования на 2024 г." (закупка N0826500000923007230) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: заказчик нарушил правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе.
Так, в позициях 1, 4 и 6 Приложения 1 "Описание объекта закупки" (далее - Спецификация) заказчик указал характеристику: "Герметизирующая лента с клеевой основой длиной не менее 150 мм (Для надежной герметизации соединения адаптера с горловиной мешка )".
При этом в Российской Федерации принят и вступил в силу ГОСТ ISO 5362-2022 "Мешки дыхательные, применяемые при анестезии", который регулирует требование к надежности герметизации и соединения коннектора с горловиной:
- Испытание на надежность соединения адаптера сборной горловины с мешком (Приложение D (обязательное)).
- Испытание на утечку (Приложение А (справочное)).
В указанном стандарте, по мнению заявителя, предъявляются требования именно к тем характеристикам, которые важны для заказчика и определяются стандартом.
Вместе с тем, в стандарте отсутствуют какие-либо указания на методику (с помощью ленты или сварки и т.п.) определения надежности крепления горловины, и если закрепляется горловина лентой, то какой должна быть длина ленты.
Данная характеристика (длина ленты), по мнению заявителя, является избыточной, в том числе и потому, что ни один производитель аналогичных изделий не указывает оспариваемый параметр ни в технической, не в эксплуатационной ни в иной документации, каталогах, сайтах и т.п.
В жалобе заявитель пояснил, что с учетом того, что горловина мешка имеет в среднем диаметр 25-28 мм, то из формулы длины окружности (2r2) следует, что окружность, вокруг которой должна быть обмотана лента для фиксации, составляет 84 мм. С учетом этого расчета заявителю не понятно, почему заказчик применил параметр именно "более 150 мм".
С учетом того, что длина такой ленты не регламентирована ГОСТом и не указывается производителями ни в каких документах (т. е. этот параметр можно получить только путем "разрушения" медицинского изделия и натурального измерения) эта характеристика является избыточной, направленной на ограничение количества участников закупки.
Для заказчика, считает заявитель, важна не длина ленты, а надежность крепления коннектора к горловине мешка и отсутствие утечки.
Следовательно, заказчик обязан был указать на простое соответствие мешков ГОСТ ISO 5362-2022, или указать следующие показатели в соответствии с ГОСТом:
- Утечка не более 25 мл/мин при внутреннем давлении (3,0 _ 0,3) кПа (для мешков более 1 л).
- Утечка не более 10 мл/мин при внутреннем давлении (3,0 _ 0,3) кПа (для мешков объемом до 1 л).
- Надежность крепления адаптера мешка в соответствии с ГОСТ (не менее (40 _ 4) Н).
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" представил возражение на жалобу ООО "Спироника" (далее - заявитель), с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок", управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области поддержали доводы, изложенные в возражении заказчика на жалобу, считают, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Спироника", ознакомившись с представленным возражением, заслушав участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 27.09.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с электронными приложениями.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Контур дыхательный анестезиологический на 2024 год.
Начальная (максимальная) цена контракта -16 551 450,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Спироника" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
При указанных обстоятельствах, считает заказчик, приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Таким образом, считает заказчик, основной задачей является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчиков в необходимом товаре.
Заказчик пояснил, что суд отмечает, что если предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара, отсутствие у заявителя товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности его приобретения в целях участия в аукционе.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2022 года по делу NА08-8383/2021, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 года по делу NА08-8383/2021; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2022 N208-ЭС21-26790, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N301-ЭС21-10447).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 (далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Однако пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении Электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Объекту закупки соответствуют позиции из КТРУ 32.50.13.190-00044, 32.50.13.190-00048, 32.50.13.190-00046, 32.50.13.190-00008399 - контур дыхательный анестезиологический. В каталоге имеется описание и обязательные характеристики по данному товару.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил следующее.
Все характеристики требуемого к поставке товара, установленные в Спецификации, являются значимыми для заказчика.
По позициям 1, 4 и 6 Спецификации заказчиком установлено значение показателя "Герметизирующая лента с клеевой основой длиной не менее 150 мм". Также установлено обоснование необходимости использования такой информации "для надежной герметизации соединения адаптера с горловиной мешка".
Необходимость двойного запаса прочности установлена исходя из надежности фиксации, а также с учетом опыта применения (с целью безопасности пациента).
Также, заказчик пояснил, что применение герметизирующей ленты с клеевой основой осуществляется всеми известными производителями закупаемого медицинского изделия с целью надежной фиксации адаптера и горловины дыхательного мешка за счет чего, в том числе достигается надлежащая герметизация между указанными элементами медицинского изделия, необходимая при проведении врачебных манипуляций.
Таким образом, исследуемая характеристика является потребностью заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29.05.2014 заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС).
Согласно части 3 статьи 52 Договора о ЕАЭС для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов.
На территории Российской Федерации действуют Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах добровольности применения документов по стандартизации.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона N 162-ФЗ документом по стандартизации признается документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 162-ФЗ также установлено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной статьи применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Из пояснений заказчика следует, что на территории Российской Федерации отсутствуют какие-либо обязательные к применению документы, принятые в национальной системе стандартизации в сфере медицинских изделий, являющихся объектом закупки.
Указанный в жалобе ГОСТ ISO 5362-2022 не обязателен к применению на территории Российской Федерации.
Закупаемый товар не содержится в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425.
При этом материалы дела не содержат доказательства, свидетельствующие об обратном.
Представитель заказчика так же пояснил, что если заказчик установит требования о соответствии закупаемого товара указанному стандарту и установление показателей в соответствии с таким стандартом, то указанные обстоятельства будут являться ограничением конкуренции для лиц, осуществляющих производство своих медицинских изделий с отличными от установленных в стандарте характеристиками.
При указанных обстоятельствах у заказчика отсутствует потребность в подготовке описания объекта закупки в соответствии с характеристиками, значениями, и требованиями, установленными ГОСТом ISO 5362-2022.
Кроме того, заказчик вправе самостоятельно определять перечень требований, определяющих соответствие поставляемого товара качеству, необходимому Заказчику.
Объектом закупки являются Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования, а не мешки дыхательные. Контур может включать в себя различные устройства такие, как трубки, мешки, а может не включать, например: по позиции 2, 3, 5 Спецификации дыхательный мешок отсутствует. ГОСТ непосредственно на Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования отсутствует.
Как следует из жалобы, в ГОСТ ISO 5362-2022 отсутствует информация, с помощью какой методики определяется надежность крепления горловины. Таким образом, значение показателя "Герметизирующая лента с клеевой основой длиной не менее 150 мм" не противоречит вышеуказанному ГОСТу.
Комиссией установлено, что на участие в аукционе подано 3 заявки. Снижение составило 17,45%.
Заявка победителя содержит предложение о поставке товара, соответствующего требованиям Спецификации, в том числе по позициям 1, 4 и 6 в части указания характеристики товара: "Герметизирующая лента с клеевой основой 200 мм (для надежной герметизации соединения адаптера с горловиной мешка)".
Заказчик пояснил, что в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий размещаются регистрационные удостоверения на медицинские изделия, а также эксплуатационная документация, в которых производители медицинских изделий отражают технические, эксплуатационные, функциональные характеристики производимых медицинских изделий.
Однако подавляющая часть производителей в указанных документах указывают лишь небольшую часть характеристик производимых ими медицинских изделий, однако, это не означает отсутствие у производителя или представителя производителя информации в полном объеме.
В доказательство изложенного выше, заказчик представил в материалы дела копию письма исх.N3-14/3060 от 06.10.2023 направленного в адрес АО "ИНТЕРСЕДЖИКАЛ" (официальный дистрибьютор компании Intersurgikal Ltd (Соединенное Королевство) на территории Российской Федерации и лицо, осуществляющее государственную регистрацию медицинских изделий указанного производителя), в котором содержится запрос о соответствии описания объекта закупки (предложение победителя, в том числе в части длины герметизирующей ленты) Регистрационному удостоверению ФСЗ 2009/03551 от 08 июня 2021 года (производитель Великобритания, место производства медицинского изделия Соединенное Кролевство Великобритании и Северной Ирландии, Литовская Республика, Тайвань (Китай), Китайская Народная Республика, Республика Индия, США) (приложение к заявке победителя).
Из ответа АО "ИНТЕРСЕДЖИКАЛ" (исх.N158 от 06.10.2023) следует, что функциональным, техническим и параметрическим характеристикам, отраженным в таблице, представленной в рамках запроса, соответствуют медицинские изделия Intersurgikal Ltd (Соединенное Королевство) под регистрационным удостоверением ФСЗ 2009/03551 от 08 июня 2021 года.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что любое лицо, желающее принять участие в закупке вправе направить в адрес производителя, уполномоченного представителя производителя или официального дистрибьютора запрос о предоставлении информации о любых характеристиках товара с целью установления его соответствия предъявляемым заказчиком требованиям.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства невозможности получения информации о характеристике длины герметизирующей ленты, для участия в настоящем электронном аукционе, в частности, не представлены доказательства факта обращения к производителям, уполномоченным представителям и дистрибьюторам производителей с целью получения информации об указанной характеристике, и не предоставлены доказательства отказа вышеуказанных лиц в предоставлении такой информации.
Кроме того, заказчик представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что как минимум два производителя производят товар, соответствующий характеристикам, указанным в Спецификации.
При этом материалы дела не содержат какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что положения извещения об осуществлении Электронного аукциона привели к нарушению принципов проведения закупок товаров.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спироника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 11 октября 2023 г. N 031/06/106-691/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023