Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 03.10.2023 N 218/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Ангиотрэк" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа": (по доверенности от 09.01.2023 N 5), (по доверенности от 22.03.2023 N 37), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок": (по доверенности от 07.02.2023 N ЦЗ 1-06-86), (по доверенности от 30.01.2023 N ЦЗ 1-06-48), заявителя - ООО "Ангиотрэк" (по доверенности от 04.10.2023, N 6), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-678/2023 по жалобе ООО "Ангиотрэк" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Катетер ангиографический, одноразового использования на 2024 г" (N закупки 0826500000923007039)" (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Ангиотрэк" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что характеристики, изложенные в описании объекта закупки, а именно позиции 1, 2 и 3 технического задания сформированы под товар единственного производителя "Кордис Корпорейшн" (РУ РЗН 2015/3272), что по мнению заявителя нарушает требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заявитель в составе жалобы представил письмо от официального представителя и импортера продукции Cordis, в котором указано, что на данный момент точные сроки поставок продукции не определены в связи с переходом на новую логистическую систему.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" представил возражение на жалобу ООО "Ангиотрэк", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленном возражении на жалобу ООО "Ангиотрэк", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Ангиотрэк", возражение заказчика, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 21.09.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Катетер ангиографический, одноразового использования на 2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 14 691 020,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Ангиотрэк" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В ходе заседания Комиссии, представители заказчика указали, что в рамках описания объекта закупки заказчиком установлены все обязательные характеристики, включенные в позицию КТРУ 32.50.13.110-00005349 - Катетер ангиографический, одноразового использования, а также дополнительные характеристики, исходя из специфики деятельности и для обеспечения клинической потребности Заказчика. Кроме того, формирование описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения максимального результата при его эксплуатации, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Вместе с тем, заявитель полагает, что Заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать заявку с аналогичными медицинскими изделиями других производителей. Так, ограничивающим параметром при описание катетера ангиографического является требование "Материал катетера: полиуретан, нейлон - по выбору Заказчика", только Cordis производит катетеры как из материала нейлон, так и полиуретана. Также, ограничивающим параметром при описании катетера ангиографического выступает требование "Шестилепестковый гемостатический клапан, боковой порт и трехходовой краник для управления боковым портом", которому соответствует только интродьюсер Avanti+.
На заседании Комиссии представитель заказчика отметил, что все характеристики, установленные в Спецификации описание объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона), являются значимыми для медицинского учреждения. Так, к пунктам 1-3 Спецификации Заказчиком установлено значение показателя "Материал катетера: полиуретан, нейлон - по выбору Заказчика". Данное значение показателя обосновано следующей информацией "для более точного подбора по индивидуальным особенностям пациента". Полиуретан и нейлон имеют разную жесткость и пластичность, а также скользящие свойства в сосуде. В зависимости от анатомии сосудов и клинического случая врач подбирает различные виды катетеров (например кончики различного типа и т.п.), так и использует различную жесткость катетера.
Также по пунктам 1-3 Спецификации Заказчиком установлено значение показателя "Шестилепестковый гемостатический клапан, боковой порт и трехходовой краник для управления боковым портом"). Данное значение показателя обосновано следующим образом "обеспечивает свободное движение вводимых в интродьюсер инстументов без рефлюкса крови и аспирации воздуха".
Кроме того, представитель заказчика сообщил, что особенность строения гемостатического клапана в виде шести лепестков является принципиально важной характеристикой в ряде клинических случаев у пациентов с использованием "киссинг" баллонной дилатации, когда требуется введение через гемостатический клапан интродьюсера одновременно большого количества инструментария (например, дополнительные интродьюдсеры, катетеры, баллонные катетеры, проводники). При возможности использования одновременно нескольких инструментов сокращается лучевая нагрузка на пациента и уменьшается восстановительный период.
В таких случаях именно шестилепестковый гемостатический клапан обеспечивает наиболее плотное прилегание к введенным инструментам и наиболее эффективный гемостаз, предотвращая регургитацию (обратный ток) крови, что является максимально безопасным для пациента с сердечно-сосудистым заболеванием, и как правило, с сопутствующими нарушениями организма.
Следует отметить, что действующее законодательство предоставляет Заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге_".
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
При этом в силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.
Из пояснений заказчика следует, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик применил метод, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, то есть метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и установил начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупке.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик использовал общедоступную информацию о рыночных ценах товаров.
Так, в результате направления запроса цен товаров в адрес заказчика поступили 3 ценовых предложения на поставку идентичных товаров, планируемых к закупке, согласно которых к поставке представлены оборудование не менее двух производителей (копии запросов и коммерческих предложений представлены в материалы дела).
В соответствии с коммерческими предложениями по пунктам 1,2 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) соответствует товар следующих производителей: "Бостон Сайентифик Корпорейшн" и Кордис Ю-ЭсКорп., США, также по пункту 3 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) соответствует товар следующих производителей: Ю-ЭсКорп., США, АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ, Турция.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что на участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки (1 участник закупки идентификационный N 115026492, 2 участник закупки идентификационный N 115025056, 3 участник закупки идентификационный N 115026587), предложившие товар двух производителей (копии заявок участников закупки представлены в материалы дела).
В соответствии с заявками участников закупки по пунктам 1-3 Спецификации (описание объекта закупки Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) соответствует товар не менее двух товаропроизводителей: "Кордис Ю-ЭсКорп.", США (РЗН 2015/3272 от 11 ноября 2022 года), ООО Ангиолайн интервеншионал девайс (ООО Ангиолайн), Россия (РЗН 2014/2249 от 17 ноября 2020 года, ФСР 2009/05680 от 17 ноября 2020 года), "Шунмей Медикал Ко. Лтд", Китай (РЗН 2023/19411 от 24 января 2023 года), Лепу Медикал Технолоджи (Пекин) Ко, Китай (ФСЗ 2010/08574 от 8 декабря 2010 года).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000923007039 от 03.10.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика отметил, что довод заявителя о том что на данный момент точные сроки поставки товара производства Cordis не определены является несостоятельным, так как все три участника закупки предложили к поставке продукцию "Кордис Ю-ЭсКорп.", США (РЗН 2015/3272 от 11 ноября 2022 года), в связи с чем можно сделать вывод, что продукция вышеуказанного производителя доступна к поставке.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы заявителя в части установления характеристик, указывающих на одного конкретного производителя не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ангиотрэк" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 6 октября 2023 г. N 031/06/106-678/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023