Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 04.10.2023 N 220/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Электронные машины" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителей заказчика - БГТУ им. В.Г. Шухова (по доверенности от 28.09.2023 N 39/2/10168), (по доверенности от 19.09.2022 N 39/2/1074), (по доверенности от 11.05.2021 N 39/2/904), представителя заявителя - ООО "Электронные машины" (по доверенности от 23.03.2023 N 1), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-688/2023 по жалобе ООО "Электронные машины" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов БГТУ им. В.Г. Шухова (система видеонаблюдения) (N закупки 0326100004123000052), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Электронные машины" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов БГТУ им. В.Г. Шухова (система видеонаблюдения) (N закупки 0326100004123000052).
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: Заказчиком нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ); в извещении не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), так как в рамках выполнения работ осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность заказчика; заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
Заказчик представил возражение на жалобу ООО "Электронные машины", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Электронные машины", возражение заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.02.2022 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов БГТУ им. В. Г. Шухова (система видеонаблюдения).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 780 668,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Электронные машины" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно письму Минэкономразвития России от 18 апреля 2016 года N Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Как следует из пояснений представителей заказчика, данная закупка осуществляется в целях исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации безопасности Российской Федерации, выданного управлением Федеральной службы безопасности по Белгородской области N 84/140-4372.
Согласно извещению объектом закупки является выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов БГТУ им. В. Г. Шухова (система видеонаблюдения), заказчиком установлен код ОКПД 2 - 33.20.50.000 "Услуги по монтажу электрического оборудования".
Так как в позициях КТРУ 33.20.50.000-00000001 и 33.20.50.000-00000002 (услуги по монтажу электрического оборудования) отсутствуют характеристики, заказчик самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с нормами статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Минфина России от 24 января 2022 г. N 24-03-08/4090).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
В пункте 2 приложения N 1 к извещению об осуществлении Электронного аукциона установлены качественные и количественные характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ, установление которых обязательно и которые обеспечивают однозначное понимание потребности заказчика (далее - Приложение N 1).
Согласно Приложению N 1 система видеонаблюдения состоит из восьми составляющих: видеокамера, настенный кронштейн, IP-видеорегистратор, жесткий диск, монитор, Источник бесперебойного питания, кабель (провод), разъем, в отношении которых заказчиком установлены значения характеристик, однако во исполнение требований Закона о контрактной системе заказчиком указано "или эквивалент".
Из письменной позиции заказчика следует, что объектом закупки являются мероприятия по формированию антитеррористической защищенности объектов Заказчика (система видеонаблюдения). Согласно п.3.34 ГОСТ Р51558-2014 система видеонаблюдения - это совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и/или технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой. Соответственно вышеназванные мероприятия включают оказание услуг по монтажу, наладке, подключению соответствующего оборудования, направленных на обеспечение передачи визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и мест доступа к критическим элементам объектов университета, а также обеспечение непрерывного видеонаблюдения.
Кроме того, из пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что для того, чтобы закупка соответствовала нормам Постановления N 878 заказчику необходимо разделить все оборудование, входящее в состав комплекса системы видеонаблюдения на несколько закупок:
1. Поставка товара, входящего в Перечень Постановления N 878.
2. Поставка товара, не входящего в Перечень Постановления N 878.
3. Выполнение работ по монтажу данного оборудования (но не целой системы, что необходимо Заказчику).
Указанное разделение приведет к недостижению цели закупки, и как следствие, необоснованному расходованию бюджетных средств.
При этом задачей мероприятий является не только инсталляция оборудования системы видеонаблюдения, а обеспечение внутренней совместимости данной системы с имеющимися в БГТУ им. В.Г. Шухова программно-аппаратными комплексами интеллектуального видео-контроля, мониторинга безопасности внутреннего и внешнего периметра, являющимися частью федеральной программы "Безопасный город". Мероприятия направлены на модернизацию программно-аппаратных составляющих, включают адаптацию новых элементов в структуру внутренней системы интеллектуального анализа и распознавания видеоизображений, а также обеспечения качественного функционирования в части интеграции в протоколы безопасности информационно-телекоммуникационной корпоративной сети университета и в работу университетского центра обработки информации. Кроме того, мероприятия по установке системы видеонаблюдения, являющиеся объектом закупки, направлены на расширение имеющейся системы антитеррористической защищенности объектов, базовой системы видеонаблюдения, используемого программного обеспечения, модулей интеллектуального анализа для идентификации лиц, имеющих доступ на заданную территорию. Дополнительная задача: интеграция с существующей системой обеспечения безопасности и контроля управления доступом.
При выполнении указанного комплекса услуг исполнитель по контракту обязан не только установить, но и настроить оборудование, обеспечить совместимость работы каналов связи для передачи информации и реализовать подключение к электросетям, а также внедрить новые компоненты в имеющуюся систему видеонаблюдения с обеспечением ее непрерывного функционирования в процессе монтажа.
Из пункта 3.2. проекта контракта следует, что проверка выполненных мероприятий осуществляется представителями технических служб Заказчика с учетом результатов наблюдений и контроля, проводимых в ходе выполнения мероприятий, а также посредством экспертизы, проводимой Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Не позднее чем за один день до даты приемки Исполнитель предоставляет Заказчику подготовленные Исполнителем документы:
- акт выполненных мероприятий,
- исполнительные схемы,
- акты на скрытые работы,
- сертификаты качества на используемые материалы.
К каждому акту приемки скрытых работ должны прилагаться ведомости подсчетов объемов выполненных мероприятий, исполнительные схемы, сертификаты и технические паспорта на используемые материалы.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 приложения N 1 к проекту контракта "Требования к выполнению мероприятий" Исполнитель обязан выполнить мероприятия в соответствии с условиями Контракта и требованиями описания объекта закупки, схем систем контроля и управления доступом по каждому объекту.
При выполнении мероприятий Исполнителем могут применяться только сертифицированные в Российской Федерации материалы и оборудование.
Кроме того, в письменном пояснении заказчика указано, что учитывая нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 02-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения об учетной политике БГТУ им. В.Г. Шухова, и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 257 "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее СГС "Основные средства"), имущество включается в состав основных средств, по решению комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. В составе основных средств учитывается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, которое считается активом и предназначено для постоянного использования (п. 7 СГС "Основные средства"). Система видеонаблюдения является объектом основных средств и подлежит бухгалтерскому учету как единый комплекс конструктивно-сочлененных предметов (п. 10 СГС "Основные средства"). Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Необходимая к установке система видеонаблюдения объединяет комплекс конструктивно-сочлененных предметов, предназначенных для выполнения определенной работы и ей присваивается единый инвентарный номер. На каждый объект основных средств в регистрах бухгалтерского учета формируется инвентарная карточка (форма по ОКУД 0504031), в которой отображаются все составляющие основного средства с указанием их характеристик.
Исходя из описания объекта закупки, на баланс заказчика планируется поставить систему видеонаблюдения по каждому объекту инфраструктуры заказчика. Отдельно товары, указанные в жалобе, не будут приниматься к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
С учетом вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что в действиях заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе в части выбора позиции ОКПД 2.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Код ОКПД 2 - 33.20.50.000 не включен в Перечень.
Таким образом, у заказчика не возникает обязанность по применению Постановления N 878 при проведении закупки.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На основании имеющихся материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Электронные машины" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 9 октября 2023 г. N 031/06/106-688/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023