Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ
- Громыко М.С. (доверенность).
Заявитель: ООО "Региональная медицинская компания"
- Без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Региональная медицинская компания" (вх. 15387/23 от 03.10.2023) на действия Заказчика в лице ГБУЗ РБ Туймазинская ЦРБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300001623000467 "Закупка изделий медицинского назначения (наборы гинекологические) ".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300001623000467.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил требования, ограничивающие количество участников закупки, а именно о составе в наборе для акушерских/гинекологических операций шприца светозащитного 7,5 мл с иглой. Указанный товар не зарегистрирован в государственном реестре.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, из описания следует, что набор может включать в себя любые медицинские изделия, необходимые для проведения акушерских/гинекологических операций, при этом конкретный состав набора позиция КТРУ 32.50.50.190-00000536 не регламентирует. Описание товара по данной позиции в КТРУ не сформировано, в связи с чем Заказчик формирует его самостоятельно, исходя из собственной потребности.
Заказчиком в техническом задании обоснована необходимость в каждом комплектующем набора: указано, для чего применяются гинекологические зеркала, салфетки, перчатки, цитощетки, шприцы (столбец "Обоснование включения показателя в описание объекта закупки).
По шприцу по позиции 2 технического задания приведено следующее обоснование: "Шприц применяется в гинекологической практике в целях диагностики, а именно при проведении гистеросальпингографии, либо при эхосальпингографии (введении в полость матки вещества с последующей оценкой его распределения в полости малого таза). Объем шприца обусловлен расчетом необходимого объема вещества для введения в полость матки при проведении данных процедур у среднестатической женщины репродуктивного возраста. Используемые препараты для гистеросальпингографии требуют защиты от воздействия солнечного света. Игла необходима для набора вещества в шприц".
Включенное в техническое задание обоснование является четким, конкретным и имеет непосредственное отношение к лечебному процессу. Из технического задания очевидно, что оно сформировано исходя из действительной потребности Заказчика и не подлежит корректировке, поскольку при исключении того или иного комплектующего не будет достигнута основная цель закупки - обеспечение лечебного учреждения необходимыми для оказания медицинской помощи населению изделиями.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) Заказчиком соблюдены.
В столбце "Обоснование включения показателя в описание объекта закупки" указано, что описание объекта закупки по обеим позициям сформировано на основании позиции КТРУ с кодом 32.50.50.190-00000536.
В соответствии с п. 4 Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N145) заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Наименование товара по техническому заданию звучит как "Набор для акушерских/гинекологических операций, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования". Это наименование соответствует наименованию товара по позиции КТРУ 32.50.50.190-00000536.
Описание в позиции КТРУ отсутствует, соответственно Заказчик сформировал его самостоятельно. Что касается включенного в извещение кода ОКПД2 32.50.13.190, то он установлен в связи с тем, что под этим кодом изделие включено в Перечень 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (вид медицинского изделия - "наборы гинекологические смотровые одноразовые стерильные"). Заказчик обязан применять установленные Правительством преимущества российским производителям, отвечающие общей направленности государственной политики на импортозамещеиие и формирование независимого отечественного рынка. Также следует отменить, что сам числовой код позиции КТРУ в состав обязательной для использования информации не включен.
Выбранная Заказчиком позиция КТРУ применяется вне зависимости от количества включенных в набор комплектующих и их наименования. Отдельная позиция КТРУ есть не только на шприц, но и па зеркало по Куско, и на подкладную салфетку, и на перчатки, и на цитощетку, однако позиции КТРУ на каждый отдельно взятый товар применяются только тогда, когда эти товары закупаются отдельно. Если же они закупаются в составе набора, то Заказчик использует КТРУ па набор.
Довод об отсутствии в государственном реестре наборов для акушерских/гинекологических операций в составе которого указан шприц светозащитный 7,5 мл с иглой, отсутствует, также несостоятелен.
В техническом задании по позиции 2 указано: "Набор поставляется в единой упаковке с сохранением вторичной (потребительской) упаковки и сохранении ее маркировки". Это положение соответствует п. 5 ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", допускающему составление наборов из самостоятельных медицинских изделий с собственным регистрационным удостоверением путем их объединения в единую нестерильную упаковку: на территории Российской Федерации не регистрируются медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий, объединенных общей упаковкой, при условии сохранения вторичной (потребительской) упаковки производителя каждого из изделий, входящих в их состав, и при условии сохранения ее маркировки.
В соответствии с указанной нормой техническое задание не содержит требования о том, что набор должен представлять собой единое медицинское изделие, сопровождаемое одним регистрационным удостоверением. Объединение отдельных медицинских изделий в единую нестерильную упаковку может выполнить любой поставщик, заинтересованный в заключении контракта.
Шприц 7,5 мл, как и все остальные комплектующие набора, представлены на рынке РФ разными производителями, что указывает на отсутствие ограничения конкуренции. Ниже представлена таблица известных Заказчику товаров, соответствующих техническому заданию: ФСР 2010/07047 Набор гинекологический смотровой одноразовый "Ева" по ТУ 9437-045-44942-795-2009 ООО "Полимерные изделия", ФСЗ 2012/12751 Наборы гинекологические "Юнона" (ТУ РБ 300046934.010-2002); ООО "Медицинское предприятие "Симург", РЗН 2019/9039 Набор гинекологический смотровой "Юнисет" по ТУ 32.50.13-003-98349125-2018 ООО "Медицинские изделия", ФСР 2008/03888 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглами инъекционными однократного применения по ТУ 9398-001-74017482-2010 ООО "МПК "Еелец", РЗН 2019/9116 Шприцы инъекционные однократного применения стерильные по ТУ 32.50.13-001-25587590-2018 ООО "Премьер-Мед".
На участие в электронном аукционе поданы 2 заявки.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель достаточных доказательств, которые свидетельствуют об обоснованности жалобы.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РМК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Шафикова Э.Г.
Хлебников М.В.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 октября 2023 г. N ТО002/06/106-1940/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2023