Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей:
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N 11847-ИП/23 от 02.10.2023) о включении сведений об ООО "АДРЕНАЛИН-СОК-СПОРТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчиком 25.07.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0849400000223000095 на поставку комплектующих для водолазных спусков для нужд ФГКУ СЗРПСО МЧС России (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК): 2 200 000,00 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N ЭА-95 от 14.08.2023 (далее - Контракт) с ценой 1 339 000,00 рублей.
Таким образом, Комиссия выявила, что Общество самостоятельно предложило цену Контракта со значительным снижением по отношению к НМЦК.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.09.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом и Приложениями (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что в соответствии с п. 1.2. Поставщик обязуется поставить комплектующих для водолазных спусков для нужд ФГКУ "СЗРПСО МЧС России" (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) и Техническим заданием (Приложение N 2). Товар на момент поставки должен быть свободным от прав на него третьих лиц и других обременений.
По Контракту:
- 3.1. Поставщик обязуется поставить Заказчику Товар на условиях указанных Спецификацией (Приложение N 1) и Техническим заданием (Приложение N 2).
- 3.2. Сдача-приемка Товара осуществляется по номенклатуре, качеству, количеству и комплектации, согласно Спецификации (Приложение N 1) и техническим характеристикам согласно Техническому заданию (Приложение N 2).
- 3.3. Одновременно с передачей Товара Поставщик обязан передать Заказчику надлежаще документы, прилагаемые к товару, а также счета-фактуру, товарную накладную (универсального передаточного документа), для подтверждения факта поставки товара.
- 3.4. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня поставки Товара (исполнения этапа Контракта) Поставщик составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны документ о приемки поставленного товара, сформированный посредством единой информационной системы.
- 3.5. Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней после получения документа о приемке товара осуществляет приемку и подписывает документ о приемке товара, либо направляет Поставщику мотивированный отказ от его подписания, с указанием причин отказа, посредством единой информационной системы.
Поставщик обязан за собственный счет в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения уведомления Заказчика о выявленных несоответствиях или недостатках Товара заменить такой Товар.
В случае отказа Поставщика заменить ненадлежащий Товар на Товар, соответствующий условиям Контракта, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта.
- 3.6. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара Заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
- 3.10. Заказчик, обнаруживший после приемки товара, отступления в ней от Контракта или иные недостатки, которые не могли быть установлены при приемке (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты Поставщиком, обязан известить об этом Поставщика в течение 5 рабочих дней после их обнаружения и вправе потребовать безвозмездного их устранения и возмещения убытков.
- 3.11. Возврат, замена и (или) доведение Товара до соответствия требованиям, установленным контрактом, в том числе до надлежащего качества, не освобождает Поставщика от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств по поставке Товара в сроки, предусмотренные контрактом.
- 3.12. Датой приемки Товара считается дата подписания Заказчиком документа о приемке Товара, усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Поставщика, в единой информационной системе в сфере закупок.
- 3.13. Формирование и подписание документов о приемке Товара осуществляется в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок.
- 3.14. Обязательства Поставщика по поставке считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами документа о приемке Товара.
В соответствии с п. 10.2 Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до 29.12.2023 года, а в части неисполненных в период действия настоящего Контракта обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
Приложениями к Контракту являются:
Приложение 1. Спецификация
Приложение 2. Техническое задание.
Согласно Приложения N1 к Контракту Заказчику необходим Товар:
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхождения товара |
Кол-во |
Ед. измерения |
Цена, руб (НДС не облагается) |
Стоимость, руб. (НДС не облагается) |
1. |
Регулятор ASPIRE 3VITON ICE с октопусом иманометром, производство AQUATEC |
Тайвань (Китай) |
10 |
шт. |
55991,20 |
559912,00 |
2. |
Фильтр картридж BAUER SECURUS P41 (061686) производство Bauer AG |
Германия |
3 |
шт. |
47629,04 |
142887,12 |
3. |
Фильтр масляный BAUER N 25326, производство Bauer AG |
Германия |
16 |
шт. |
4652,14 |
74434,24 |
4. |
Воздушный фильтр BAUER N25950, производство Bauer AG |
Германия |
16 |
шт. |
4762,90 |
76206,40 |
5. |
Фильтр картридж BAUER W 5- 9183 (059183), производство Bauer AG |
Германия |
3 |
шт. |
15173,62 |
45520,86 |
6. |
Фильтркартридж BAUERP41 W6-7224, производство Bauer AG |
Германия |
2 |
шт. |
55050,30 |
110100,60 |
7. |
Фильтр - картридж BAUERP41W6- 1686SECURUS, производство Bauer AG |
Германия |
5 |
шт. |
47629,04 |
238145,20 |
8. |
Фильтр - картридж BAUERP41W6- 2565, производство Bauer AG |
Германия |
3 |
шт. |
30597,86 |
91793,58 |
ИТОГО: |
1339000,00 |
Полные требования к техническим характеристикам указаны в Приложении N2 Контракта, которым также установлено:
4.1. Место поставки товара:
- 188662, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Мурино ул. Оборонная 51.
- 183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д.138.
4.3. Поставка товара: в течение 10 рабочих дней с момента с момента заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали обо всех объемах, количестве и качеству, предъявляемому к Товару, который должны соответствовать требованиям, установленным действующим Контрактом, приложениями к нему и действующим законодательством.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 12.09.2023 в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Обществом передана лишь часть товара, которая не соответствовала требованиям Технического задания.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующие важные обстоятельства.
14.08.2023 стороны заключили Контракт.
14.08.2023 Заказчик направил Участнику заявку (исх. N М-215-943-4-4 от 14.08.2023) на поставку Товара по двум адресам: ФГКУ "СЗРПСО МЧС России" (188662, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Мурино, ул. Оборонна, 51) и Мурманский АКАЦ - филиал ФГКУ "СЗРПСО МЧС России" (183001, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 138) в объеме, указанном в данной заявке.
Поскольку 10 рабочих дней истекли, Товар не поставлен, то 04.09.2023 Заказчик направил Участнику уведомление о просрочке исполнения обязательств с расчетом пени на текущую дату и требованием поставить его до 10.09.2023.
05.09.2023 Поставщик направил Заказчику о задержке поставки, вызванной усложнением логистических цепочек, сообщил, что он будет отправлен до 10.09.2023.
Согласно п. 4.4. приложения N 2 Контракта частичная поставка не допускается, однако, Поставщик (через курьерскую службу) поставил товар в следующие сроки, что подтверждается документами транспортной компании:
- Транспортная компания СДЕК отправлениеN 1463398270 доставлено 08.09.2023 г.
- Транспортная компания СДЕК отправление N 1463962458 доставлено 11.09.2023 (сумки) отправление N 1463417842 доставлено 11.09.2023 г.
- Транспортная компания СДЕК отправление N 1463417842 доставлено 11.09.2023 г.
12.09.2023 Участником в ЕИС загружен Документ о приемке N 77 на всю сумму Контракта.
12.09.2023 Заказчиком проверен товар, привезенный 08.09.2023 и 11.09.2023 и отказано в приемке (размещен в ЕИС 12.09.2023 в 18:25 (МСК) по основанием, изложенным в претензии исх. М-215-1053-5-7, из которой следует, что от Поставщика получены 3 пакета по одному из адресов поставки не в полном объеме, без предварительных уведомлений и уведомлений об отправке. Пакеты оставлены оперативному дежурному. Документы отсутствуют. Частично товар без упаковки и маркировки, идентифицировать невозможно.
При вскрытии пакетов Заказчиком обнаружены следующие характеристики Товара, не советующие Контракту:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. измерения |
Кол-во |
Примечание |
1. |
Регулятор ASPIRE 3VITON ICE с октопусом и манометром, производство AQUATEC |
шт. |
10 |
Регуляторы поставлены в полиэтиленовых пакетах, без индивидуальной упаковки. Комплект не является изделием одного производителя, а именно: 1. Регулятор ступень 1 - производитель AQUATEC - страна происхождения товара Тайвань (Китай). 2. Регулятор ступень 2 - производитель AQUATEC - страна происхождения товара Тайвань (Китай) 3. Октопус - производитель AQUATEC (черного цвета) дата - страна происхождения товара Тайвань (Китай) 4. Манометр - производитель SOPRAS sub - страна происхождения Италия) 5. Сумка - производитель Scorpena - страна происхождения товара не определяется. Упаковка поставлена отдельном отправлении. Несоответвие техническому заданию. Цвет октопуса- черный. В техническом задании - желтый, Длина шланга- 88 см. В техническом задании -76 см. Дата производства элементов 2021 год. В техническом задании не ранее ноября 2022 года . Имеется неприятный запах от материалов. |
2. |
Фильтр картридж BAUER SECURUS P41 (061686) производство Bauer AG |
шт. |
1 |
Срок изготовления март 2022года. В техническом задании не ранее ноября 2022 года. |
3. |
Фильтр масляный BAUER N 25326, производство Bauer AG |
шт. |
13 |
Дата производства не указана |
4. |
Фильтр картридж BAUER W 5- 9183 (059183), производство Bauer AG |
шт. |
2 |
Дата производства не указана. |
5. |
Фильтр - картридж BAUERP41W6- 2565, производство Bauer AG |
шт. |
2 |
Срок изготовления июль 2021 года. В техническом задании не ранее ноября 2022 года. |
В этот же день 12.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
15.09.2023 Участник направил Заказчику письмо N65 с возражениями на принятое решение с указанием, что очередная часть Товара отправлена ему, а он предпринимает меры для исполнения обязательств.
22.09.2023, то есть в последний день действия Контракта, Участник направил Заказчику письмо N69 о том, что недостающая часть Товара поставлена и указано на невозможность замены части позиций.
Из пояснений Заказчика следует, что вышеуказанный Товар не проверялся поскольку вновь прибыл без соответствующих документов без упаковки и маркировки (в пакетах), идентифицировать невозможно, оставлен курьером без доверенности, в ЕИС документ о приемке Участником до даты расторжения Контракта не загружался, в связи с чем оснований его проверки не имелось.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 12.09.2023;
Материалами дела Ленинградского УФАС подтверждается факт надлежащего уведомления Участника, поскольку Исполнитель 12.09.2023 18:30 (МСК) получил его в ЕИС, а также письмами выражал несогласие с ним.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что представитель Участника, со своей стороны, предоставил письменные пояснения и документы и сообщил, что оснований включать сведения о нем в РНП не имеется, доводы Участника сводятся к следующему:
- представитель Участника просил обратить внимание Комиссии, что не согласен с решением об одностороннем отказе от исполнения Контракта поскольку Товар не поставлен из-за нарушения логистических цепочек из-за международной ситуации;
- Участник сообщил, что в адрес Ленинградского УФАС выдано Заключение по факту контроля данной закупки от Общественной организации "Союз добросовестных поставщиков" с рекомендацией не включать сведения об Обществе в РНП.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Обращался ли Участник в Торгово-промышленную палату о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор) или приостанавливал исполнение обязательств?", представитель Участника пояснил, что не обращался, обязательства не приостанавливал.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Какими нормами права подтверждается возможность общественным организациям давать рекомендации антимонопольному органу при рассмотрении вопроса о включении в РНП?", представитель Общества не указал.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Почему повторная поставка осуществлялась вновь без представителя Общества, если ему уже было известно о нарушении сроков и качества (по поставке 08.09.2023 и 11.09.2023) и почему повторно документы в ЕИС им не размещались?", представитель Участника пояснил, что он ожидал, что Заказчик и в таком виде примет Товар.
Представитель Заказчика, в письменных и устных пояснениях указывал Комиссии:
- в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, предоставляя дополнительные сроки, однако Участником нарушен первоначальный и дополнительный срок поставки Товара;
- Все сведения характеристик были перенесены Заказчиком в Контракт из заявки Общества, которое самостоятельно предложило характеристики, страны и год производства Товара.
- Заказчик нуждался в качественной и своевременной поставке Товара, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта, вместе с тем, действия (бездействие) привело к тому, что отсутствие комплектующих для водолазных спусков парализует поисково-спасательного отряда МЧС России, а некачественный Товар создает угрозу жизни и здоровью водолазов, в результате чего Заказчик считает меру в виде включения в РНП соразмерной.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закон N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор по правомерности принятия решения об одностороннем отказе со стороны Заказчика.
Комиссия, дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), поскольку на момент заседания Комиссии (то есть на 09.10.2023) решение об одностороннем отказе не было оспорено в судебном порядке.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма только с точки зрения добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) По доводу Участника о влиянии международной ситуации, в связи с чем ее можно считать форс-мажором.
В соответствии с подпунктом "Н" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и пунктом 2.1. Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), утвержденного постановлением Правления ТПП России от 23 декабря 2015 года N173-14, свидетельствование обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП России.
Из материалов дела следует, что в Торгово-промышленную палату о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по запросу Участник не обращался (подобное решение в адрес Участника ТПП не выдавалось).
Также, Комиссия исходит из того, что по аналогии права согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, а также предоставлял дополнительный срок, нарушенных Обществом.
Комиссия также не принимает указанный довод в том числе потому, что в случае, если бы действительно на территории России, невозможно поставить товар, все государственные и муниципальные контракты с аналогичным предметом закупки были бы неисполненные. Однако в реестре контрактов ЕИС имеются сведения о исполнении подобных контрактов.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством простой констатации сложной международной ситуации, без указания на причинно-следственную связь, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ 21.03.2022 N 417, разработанного Минфином России, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изготовил письмо о следующем (от 08.04.2022 N 24-01-09/29768): "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
Анализ документов от Участника не позволяет Комиссии прийти к выводу об отсутствии доказательств того, что Товар невозможно было купить и (или) поставить в промежутке с заключения Контракта до его расторжения, также нет причинно-следственной цепочки, ведущей к Участнику.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то данные доводы не могут быть заложены как доказывающие его добросовестность.
Кроме того, существенным моментом при принятии решения является тот факт, что стороны заключили Контракт 14.08.2023, а ситуация с санкциями и недружественными действиями иных стран уже была известна потенциальным участникам с 2022 года, при должной подготовке к закупке, а Участник цену товара снизил с 2 200 000,00 до 1 339 000,00 рублей.
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по его воле, а все иные доводы являются лишь предпринимательским риском.
3) Доводы о частичной поставке и попытке 3 раза привезти товар отклоняются Комиссией.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту товар должен поставляться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
Участник сам согласился со всеми условиями (в том числе со всеми приложениями Контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе) в момент его подписания, а все характеристики, страна происхождения и год производства перенесены из его собственной заявки.
Участник должен предусматривать последствия своих действий, проследить логистические цепочки и учитывать иные предпринимательские риски еще на этапе торгов.
Из материалов дела следует что:
- все 3 поставки осуществлены за сроком исполнения обязательств, то есть с нарушением существенного условия Контракта;
- отправка осуществлялась без соответствующих документов, курьером, без надлежащей упаковки;
- характеристики части Товара не соответствовали требованиям Контракта (в части даты производства Товара не отрицалось Обществом на заседании);
- в ЕИС документы не загружались, а загруженный 12.09.2023 Участником в ЕИС Документ о приемке N 77 на всю сумму Контракта (который отклонен Заказчиком 12.09.2023) не соответствовал действительности, поскольку на вышеуказанную дату Заказчику не поставлено всех позиций (о чем свидетельствует попытка их последующей допоставки).
Из чего, в материалы дела Ленинградского УФАС Участник не представил доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта со всей степенью заботливости и осмотрительности.
Комиссия не считает Заключение по факту контроля данной закупки от Общественной организации "Союз добросовестных поставщиков", выданное в адрес Участника с рекомендациями Ленинградскому УФАС России, надлежащим доказательством.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что лишь контролирующий орган в лице антимонопольного органа (в данном случае Ленинградское УФАС России) наделен полномочиями оценивать добросовестность/недобросовестность участников контрактной системы.
В материалы дела не представлены доказательства и нормативного обоснования возможности Общественным организациям давать некие Заключения в адрес Ленинградского УФАС России, при том, что из открытых источников Интернет следует, что они выдаются на платной основе по письменному обращению исполнителей и без запроса сведений у заказчиков.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что Заключение противоречит обстоятельствам дела, поскольку Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия ознакомилась с Контрактом и всеми приложениями, выявила, что при надлежащей степени подготовки, документация с достаточной степенью ясности раскрывают потребности Заказчика, при этом Комиссия учитывает, что в материалах дела Ленинградского УФАС отсутствуют доказательства о передачи конечного перечня Товара в надлежащем объеме и качестве в адрес Заказчика (с исполнением сопутствующих обязательств) на 09.10.2023 (заседание Комиссии).
На основании изложенного, Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени, для исполнения своих обязательств. Ссылки Участника на неподтвержденные телефонные разговоры с Заказчиком или незнание способов защиты своих прав не могут являться для Комиссии надлежащими аргументами при вынесении решения, поскольку Комиссия принимает решение исключительно на основании официальных документов.
Сами по себе гарантийные письма Участника не могут являться для Комиссии доводом добросовестного поведения, ожидаемого от участника гражданского оборота, учитывающего законные интересы контрагента, в данном случае Заказчика, которому наносится ущерб из-за выполнения плана-графика.
4) Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках договорных отношений, ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
5) Заказчик не мог взаимодействовать с Участником после расторжения Контракта. Довод представителя Участника о вине Заказчика, который не захотел с ним взаимодействовать позднее не принимаются ввиду того, что такое затягивание обязательств произошло исключительно в результате действий (бездействия) Участника.
Анализ действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал Участнику исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта.
6) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Общества последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что Товар не был передан Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в комплектующих для водолазных спусков, нанесен значительный ущерб, выраженный в невозможности функционировании поисково-спасательного отряда МЧС России при подводных работах и решения особо опасных задач, дополнительно Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, новых согласований как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика в результате действий (бездействия) Участника.
То есть, Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "АДРЕНАЛИН-СОК-СПОРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 октября 2023 г. N 047/06/104-3117/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023