Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 25.10.2022 в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение N1045600005122000067 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране зданий и прилегающей территории МБУ "Заневская спортивная школа" в 2023-2024 годах. (далее - конкурс).
На основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2022 NИЭОК1 победителем признан Участник.
В результате чего, 28.11.2022 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 65/11-22 на сумму 1 894 752,00 рублей (далее - Контракт, Договор)
Из обращения, направленного Заказчиком в Ленинградское УФАС, следует, что 22.09.2023 как Участником, так и Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из существа решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта следует, что оно принято в связи с тем, что Участник перестал соответствовать требованиям извещения в части наличия действующей лицензии (на основании п. 1 ч. 15 ст. 95).
Участник в своем одностороннем отказе от исполнения Контракта подтверждает, что лицензия перестала действовать, им предпринимаются меры по ее продлении, но оказывать услуги в такой ситуации он не имеет оснований.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено Контрактом.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по физической охране зданий и прилегающей территории МБУ "Заневская спортивная школа" в 2023-2024 годах по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, гп. Янино-1, улица Новая, сооружение 19 в 2023-2024 гг. в срок, предусмотренный настоящим контрактом согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (Приложение N2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Кроме того, по Контракту:
- 1.2. Сроки оказания услуг: начало оказания услуг - с 01.01.2023 г. Окончание оказания услуг - 31.12.2024 г.
- 1.4. Место оказания услуг:
N п/п |
Перечень постов охраны |
Адрес объекта |
Режим Охраны |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Открытый плоскостной физкультурно- спортивный комплекс МБУ "Заневская спортивная школа" с прилегающей территорией |
Ленинградская обл., Всеволожский район г.п. Янино-1, ул. Новая, сооружение 19 |
Охрана осуществляется 1 (одним) охранником без оружия и спецсредств в круглосуточном режиме. Начало смены в 08 ч. 00 мин. |
На основании п. 10.1. Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2024 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Согласно п. 10.4. расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании п. 2.2.5. Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
Приложения к данному контракту:
Приложение N 1 - Спецификация;
Приложение N 2 - Техническое задание;
Приложение N 3 - Акт принятия объекта под охрану;
Приложение N 4 - Акт о снятии охраны;
Приложение N 5 - Акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующие важные обстоятельства.
28.11.2023 стороны подписали Контракт.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к исполнению обязательств по Контракту и сдавал работы, так из цены Контракта в 1 894 752,00 рублей, на дату заседания Комиссии, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств 469 760,16 рублей.
Комиссия соглашается с действиями Заказчика выявившем несоответствие Участника требованиям Извещения на основании следующего.
В соответствии с требованиями Извещения о проведении электронного конкурса, а так же по условиям Контракта (п. 1.8) Исполнитель должен иметь копию действующей лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", дающую право на оказании услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охраной деятельности в Российской Федерации" либо Выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343, либо Копия акта лицензирующего органа о принятом решении. Подтверждающая наличие у участника закупки действующей лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.20211 N 99-ФЗ ""О лицензировании отдельных видов деятельности", дающую право на оказании услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Либо копии документов, подтверждающие полномочия органа государственной власти или государственного предприятия на оказание охранных услуг.
Материалами дела подтверждается, что Лицензия N 053387 от 28 июня 2018 г., выданная ООО ЧОП "Барс-С" управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по республике Коми на право оказания охранных услуг прекратила действие 28.06.2023.
На 29.06.2023 новая лицензия Заказчику не предоставлена, в связи с чем организация, не имеющая лицензии на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность.
Сведения о несоответствии Участника требованиям к участникам конкурса выявлены Заказчиком 19.09.2023 при рассмотрении в ЕИС:
- Документа о приемке N 858 от 31.07.2023,
- Документа о приемке N 663 от 31.08.2023,
- Документа о приемке N 671 от 11.09.2023.
По результатам которых были подписаны мотивированные отказы и установлена невозможность принятия ввиду отсутствия действующей лицензии.
В связи с чем, 22.09.2023, то есть в один день, Участником и Заказчиком были приняты Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 22.09.2023, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, согласно данным ЕИС получено Участником 22.09.2023 12:46 (МСК).
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Участником 22.09.2023, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, согласно данным ЕИС получено Заказчиком 22.09.2023 10:18 (МСК).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Представитель Участника, отсутствовал на заседании, однако представил письменные пояснения, согласно которым просил Комиссию не включать сведения о нем в РНП, указывав, что им планомерно велась работа по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений целенаправленно уклониться от своих обязательств у Исполнителя не имелось, Участник вышел на объект, однако не отрицает что действующая лицензия утратила силу, вместе с тем это связанно не с желанием сорвать закупку Заказчику.
Представитель Заказчика во время заседания, указал, что считает меру в виде включения в РНП необходимой.
Вместе с тем, в ходе дополнительных вопросов в адрес Заказчика, Комиссией было установлено, что:
- претензий к обязательствам, именно в части непосредственно самих охранных услуг, Заказчик не предъявлял, поскольку подобных писем в адрес Участника не направлялось, а односторонний отказ принят на основании несоответствия требованиям Извещения (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).
- поскольку Участник продолжал оказывать услуги в июле-сентябре 2023 и выставлял Заказчику в ЕИС акты (31.07.2023 - за июль, 31.08.2023 - за август, 11.09.2023 - за сентябрь) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/info.html?id=2028014, то Заказчик имел возможность ранее 22.09.2023 (дата принятия одностороннего отказа) установить отсутствие лицензии у Участника о чем указывают следующие положения Контракта.
Согласно п. 3.1. Контракта услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней размещает в единой информационной системе в сфере закупок Акт сдачи-приемки оказанных услуг и подписывает усиленной электронной подписью.
При этом по п. 3.2. Контракта Заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств Исполнителем по настоящему контракту на предмет соответствия оказанных услуг требованиям и условиям настоящего контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.
В случае привлечения Заказчиком экспертов, экспертных организаций результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.
Приемка оказанных охранных услуг в соответствии с контрактом осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с момента подписания усиленной электронной подписью Исполнителем Акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Мотивированные отказы за июль, август и сентябрь размещены Заказчиком в ЕИС 19.09.2023, с обоснованием невозможности принятия работ из-за отсутствия лицензии.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Контракте имеются обязанности Участника соответствовать Извещению о необходимости лицензии, а Заказчик в полной мере руководствовался Контрактом, Законом о контрактной системе и нормами ГК при принятии решения.
Тем не менее Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Материалами дела подтверждается, что Участник вышел на объект, оказывал услуги Заказчику, которые принимались и оплачивались, претензий не направляось, а решение Заказчика об одностороннем отказе принято на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия руководствуется Письмом ФАС от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17 по вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков, согласно которому:
"В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта".
Исходя из того, что претензий к оказанным услугам в части охраны Общества не направлялось, то Комиссия на основании Письма ФАС от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17 не находит оснований для включения сведений в РНП, так как односторонний отказ принят на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе (несоответствие требованиям Извещения участника закупки), а не в связи с существенными нарушениями обязательств Исполнителем.
Доводы Заказчика о том, что Участник не сообщал о прекращении действия лицензии, с одной стороны, принимаются Комиссией, поскольку привели к случайной оплате обязательств за июль 2023 года (Комиссия в этой части поддерживает Заказчика о необходимости возврата со стороны Общества в его адрес 80 456,16 рублей).
С другой стороны, Комиссия учитывает, что Участник пытался продлить лицензию и когда однозначно стало понятно невозможности продления принял со своей стороны решение об одностороннем отказе.
Также Комиссия учитывает, что Заказчик о вышеуказанном факте с лицензией должен был узнать самостоятельно, а именно во время приемки услуг за июль 2023, если бы она происходила в сроки, указанные в п. 3.2. Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела в полной совокупности и взаимосвязи не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при поддержке со стороны антимонопольного органа принятого решения об одностороннем отказе со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Частное охранное предприятие "Барс-С" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13 октября 2023 г. N 047/10/104-3202/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023