Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" (далее - Заказчик), ООО "Дорстрой Истра" (далее - Участник),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком в отношении Участника о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) по факту одностороннего отказа Участника от исполнения контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов на период 2021-2024 год (Лот 9) (извещение N0148200005421000283),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Дорстрой Истра" заключен контракт от 30.07.2021 N 2500000152521000407 на сумму 487 722 757, 39 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 8.1 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2.6. Порядок и сроки оплаты работ установлены в разделе "Сведения о порядке оплаты" приложения 2 к Контракту.
Согласно пункту 2.10.Выплата аванса не предусмотрена.
Согласно Приложению N 2 к Контракту, предусмотрен График выполнения обязательств по контракту:
Работы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий магистральных дорог в 2021 году (Этап 1), срок окончания исполнения обязательства не позднее 31.12.2021, работы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий магистральных дорог в 2022 году (Этап 2), срок окончания исполнения обязательства не позднее 31.12.2022, работы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий магистральных дорог в 2023 году (Этап 3), срок окончания исполнения обязательства не позднее 31.12.2023, Работы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий магистральных дорог в 2024 году (Этап 4), срок окончания исполнения обязательства не позднее 31.05.2024.
Между участником и Заказчиком заключены дополнительные соглашения к Контракту:
Дополнительное соглашение N 1 от 12.10 2021, Дополнительное соглашение N 2 от 10.12 2021, Дополнительное соглашение N 3 от 08.12.2021, Дополнительное соглашение N 4 от 26.01 2022, Дополнительное соглашение N 5 от 29.07 2022, Дополнительное соглашение N 6 от 21.09 2022, Дополнительное соглашение N 7 от 05.12 2022, Дополнительное соглашение N 8 от 28.12 2022, Дополнительное соглашение N 9 от 22.03.2023, Дополнительное соглашение N 10 от 24.04 2023, Дополнительное соглашение N 11 от 11.07 2022, Дополнительное соглашение N 12 от 30.07 2022,
21.02.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о превышении объемов фактически выполненных зимних регламентных работ по отдельным видам работ за период с 01.01.2023 по 31.01.2023 над объемами работ, предусмотренных сметой на 2023год, и разъяснениях возможности увеличения объемов работ по Контракту.
06.03.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о превышении объемов фактически выполненных зимних регламентных работ по отдельным видам работ (россыпь пескосоляной смеси на тротуарах механизированная, россыпь противогололедных материалов вручную на тротуарах, сгребание снега с проезжей части с одновременным подметанием) за период с 01.01.2023 по 28.02.2023 над объемами работ, предусмотренных сметой на 2023год, и возможности увеличения объемов работ по Контракту.
20.03.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о превышении объемов фактически выполненных зимних регламентных работ по отдельным видам работ (очистка обочин от снега автогрейдером - процент выполненных работ 123,41%, россыпь пескосоляной смеси на посадочных площадках вручную - процент выполненных работ 94,42%, россыпь пескосоляной смеси на тротуарах механизированная - процент выполненных работ 173,19%, россыпь противогололедных материалов вручную на тротуарах - процент выполненных работ 155,03%, сгребание снега с проезжей части с одновременным подметанием - процент выполненных работ 124,95%, россыпь пескосоляной смеси комбинированной дорожной машиной на проезжей части улиц - 112,73%) за период с 01.01.2023 по 20.03.2023 над объемами работ, предусмотренных сметой на 2023год и разъяснениях об основании выполнения Участником регламентных зимних работ до 31.12.2023.
02.05.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о росте цен на используемые для выполнения Контракта материалы, а также расценки на выполняемые работы, возможности увеличения объемов финансирования Контракта в противном случае о возможности принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
04.05.2023 Заказчиком в адрес участника направлено письмо, в том числе подтверждающее, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Подрядчик (исполнитель, поставщик) несет в период действия контракта коммерческие риски при его неисполнении.
Финансирование по заключенным ГБУ МО "Мосавтодор" контрактам осуществляется в пределах утвержденной Правительством Московской области государственной программы "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2023-2027 годы" и утвержденного Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в установленном порядке государственного задания.
При этом указано, что мониторинг цен на основные виды применяемых при содержании дорог материалов действительно подтверждает их значительный рост по сравнению с ценами декабря 2020 года, который нашел свое отражение в увеличении в установленном законодательством порядке Территориальных единичных расценок (ТЕР), а также утверждении Росстатом РФ более высоких фактических индексов инфляции по сравнению с прогнозными.
11.05.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о разъяснении положений документации по видам работ Контракта.
11.05.2023 Заказчиком в адрес Участника направлен ответ о разъяснении положений документации по видам работ Контракта.
18.05.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо об объемах фактически выполненных зимних и летних регламентных работам по отдельным видам работ за период с 01.01.2023 по 18.05.2023 над объемами работ, предусмотренных сметой на 2023 год и разъяснениях об основании выполнения Участником регламентных зимних работ до 31.12.2023, приемке и оплате выполненных работ.
19.05.2023. Участником в адрес Заказчика направлена досудебная претензия, в соответствии с которой общая задолженность Заказчика перед Участником за выполненные сверх цикличности регламентные зимние работы за февраль - март 2023 составляет 2 330 932,40 рублей. Работы были сданы Заказчику надлежащим образом в установленные Контрактом сроки. Оплата в адрес Участника не поступила.
10.07.2023 Заказчиком в адрес Участника направлено письмо, в котором в том числе указано, что "согласно ч. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Подрядчик, не выполнивший этой обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков.
Таким образом, на основании изложенного Ваша претензия не может быть удовлетворена".
19.07.2023 Участником в адрес Заказчика направлена досудебная претензия, в соответствии с которой общая задолженность Заказчика перед Участником за выполненные сверх цикличности регламентные зимние работы за февраль - июнь 2023 составляет 5 357 744,14 рублей. Работы были сданы Заказчику надлежащим образом в установленные Контрактом сроки. Оплата в адрес Участника не поступила.
26.07.2023 Заказчиком в адрес Участника направлено письмо, в соответствии с которым в связи с превышением в первом полугодие 2023 года цикличности работ, предусмотренных Контрактом, объем выполненных подрядной организацией работ по содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов увеличен. Обязательства Заказчика по оплате выполненных работ будут исполнены до конца августа 2023 г. и возникшие задолженности будут погашены.
Вместе с тем, указано, что в дальнейшем обязательство Заказчика по оплате выполненных работ будет выполняться в полном объеме и в сроки, установленные Контрактом.
02.08.2023 Участник в адрес Заказчика направил письмо об увеличении финансирования по Контракту, а в случае невозможности выполнения этого условия, Участник оставляет за собой право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и обращается с требованием об исполнении обязательств Заказчика по оплате в срок до 30.07.2023.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно приложению N 1 к Контракту оплата осуществляется в течении 30 дней от даты утверждения всех документов обязательства-предшественника "Работы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий магистральных дорог в 2023 году (Этап 3)".
Кроме того, согласно приложению N 1 к Контракту работы и отчетные документы по техническому обслуживанию (содержанию) дорожных покрытий магистральных дорог в 2023 году (Этап 3) предоставляются каждый календарный месяц.
Из материалов дела следует, что в период исполнения контракта с 01.02.2023 по 30.06.2023 Заказчиком не исполнены обязательства по своевременной оплате выполненных и принятых Заказчиком сверх цикличности работ, что также подтверждается письмом Заказчиком 26.07.2023 N Исх.-21176/2023.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушают требования части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП.
29.08.2023 Заказчиком произведена оплата задолженности по Контракту.
07.09.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо, в соответствии с которым участником за период 01.01.2023 - 07.09.2023 выполнено работ на сумму 126 734 291,19 рублей, что превышает объем средств, выделенных на содержание сети автомобильных дорог на 2023 в соответствии с Дополнительным соглашением N 11 от 11.07.2023 на 1 835 418,58 рублей.
12.09.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо, в соответствии с которым объем выполненных работ Участником превышает цену Контракта на 2023, в связи с значительным повышением стоимости закупаемых Участником материалов и услуг, таким образом, по состоянию на 07.09.2023 осуществлена полная выборка денежных средств по Контракту. Принимая во внимание это обстоятельство, участник приостанавливает выполнение работ в рамках Контракта.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, 13.09.2023 Участником принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Заказчиком.
Во исполнение части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Участником 13.09.2023 Решение размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Согласно части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение вступило законную в силу 26.09.2023 и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
На заседании Комиссии представитель Участника пояснил, что за весь период действия Контракта от Заказчика в адрес Участника не поступало ни одной претензии относительно сроков исполнения или качества исполнения обязательств, штрафные санкции также ни разу не применялись Заказчиком в отношении Участника.
Заказчик ежемесячно проводил экспертизу результатов выполненных работ по содержанию автомобильных дорог, с участием привлеченной экспертной организации ГУП МО "Лабрадор". На протяжении всего срока действия Контракта инспектирующей организацией выдавалось положительное заключение о фактическом уровне качества выполненных Участником работ.
На заседании Комиссии доказательств, указывающих на недобросовестное поведение Участника при исполнении Контракта не представлено.
Кроме того, Комиссией установлено, что Участник имеет опыт ранее успешно исполненных контрактов.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.
Кроме того, следует отметить, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
На основании изложенного, учитывая действия Участника, направленные на исполнение Контракта, а также обстоятельства дела, Комиссия не усматривает в действиях Участника признаков недобросовестного поведения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьи 104, статьей 95 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные в отношении ООО "Дорстрой Истра" (Центральная ул., д. 3Б, ком. 6, г. Истра, Московская обл., 143502, ИНН 5017104247) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным контрактом.
4. Передать материалы дела от 15.03.2023 N РНП-7592эп/23 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 октября 2023 г. N РНП-37138эп/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023