Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.10.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
О. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Д. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- С., действующая на основании доверенности от 10.10.2023 года б/н,
- В., действующая на основании доверенности от 10.10.2023 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного подателя жалобы - индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П.),
рассмотрев жалобу (вх. N 3859-ЭП/23 от 05.10.2023 года) ИП Тожибаева З.П. на положения извещения о проведении электронного конкурса N
0312100005423000085 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий г. Кызыл" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП Тожибаева З.П. заказчиком в извещении о проведении электронного конкурса N 0312100005423000085 неправомерно установлено требование к участникам закупки о необходимости предоставления гражданско-правового договора в качестве наличия у участника закупки соответствующих специалистов.
На заседании Комиссии представители государственного заказчика не согласились с доводами жалобы ИП Тожибаева З.П. и пояснили, что данное требование установлено с учетом особенности проводимой закупки, а также представили в материалы жалобы N 017/06/105-99/2023 письменное возражение на жалобу ИП Тожибаева З.П.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного конкурса N 0312100005423000085 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий г. Кызыл", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.09.2023 года размещено извещение о проведении электронного конкурса N 0312100005423000085 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство комплекса зданий г. Кызыл", начальная (максимальная) цена контракта - 14 203 600 рублей.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, государственным заказчиком в извещении о проведении электронного конкурса N 0312100005423000085 по критерию оценки "квалификация участников закупки" установлена, в том числе, показатель "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В качестве документов (сведений), подтверждающих квалификацию участника закупки о наличии у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, государственным заказчиком установлено:
1) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - копия трудовой книжки(выписки из трудовой книжки, в том числе выписки из электронной трудовой книжки в виде справки по форме СТД-Р или СТД-ПФР в электронной или бумажной форме) или копия трудового договора, заключенного специалистом с Участником закупки, в случае привлечения Участником закупки специалистов на основании гражданско-правовых договоров, копия трудовой книжки по основному месту работы (выписки из трудовой книжки в том числе выписки из электронной трудовой книжки в виде справки по форме СТД-Р или СТД-ПФР в электронной или бумажной форме) и копии гражданско-правовых договоров.
2) информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации): копия диплома высшего профессионального образования в сфере строительства, копия диплома ученой степени кандидата или доктора технический наук.
Таким образом, государственным заказчиком по критерию оценки "квалификация участников закупки" применена показатель, предусмотренная подпунктом "д" пункта 24 Положения.
В соответствии с пунктом 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная ТК РФ, иным федеральным законом информация.
В силу статьи 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (статья 16 ТК РФ).
При этом, ТК РФ не предусматривает гражданско-правового договора как документа, порождающего возникновение трудовых отношений между работником и работодателем.
Поскольку подпунктом "б" пункта 30 Положения прямо указано, что трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 ТК РФ, являются документами (сведениями), подтверждающими квалификацию участника закупки, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что гражданско-правовые договоры, заключенные между участником закупки и специалистами (иными работниками), не являются информацией и документами, подтверждающими наличие таких специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями ТК РФ.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией ФАС России, отраженной в письме от 07.02.2023 года N ПИ/8371/23.
На заседании Комиссии представители государственного заказчика пояснили, что участники закупки в качестве подтверждения наличия у них соответствующих специалистов вправе представить гражданско-правовые договоры, заключенные с иными работниками.
При таких обстоятельствах, установление государственным заказчиком в извещении о проведении электронного конкурса N 0312100005423000085 в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки о наличии у участника закупки соответствующих специалистов, копии гражданско-правовых договоров, заключенных с иными работниками, является нарушением пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и подпункта "б" пункта 30 Положения и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, довод ИП Тожибаева З.П. о неправомерности установления государственным заказчиком требования к участникам закупки о необходимости предоставления гражданско-правового договора в качестве наличия у участника закупки соответствующих специалистов является обоснованным.
Ссылка представителей государственного заказчика на положения подпункта "б" пункта 31 Положения не принимается Комиссией Тывинского УФАС России во внимание, поскольку данное условие применяются при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, тогда как рассматриваемая закупка не предусматривает одновременно выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства, а также не относится к контрактам жизненного цикла.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и подпункта "б" пункта 30 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604, в части ненадлежащего установления в извещении о проведении электронного конкурса N 0312100005423000085 документов, подтверждающих квалификацию участника закупки (наличие специалистов и иных работников, их квалификацию).
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и конкурсной комиссии государственного заказчика, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
О |
|
Члены Комиссии |
|
О |
|
|
Д |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 13 октября 2023 г. N 017/06/105-99/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023