На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУ - РО ФСС РФ по Чукотскому автономному округу (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий в 2022 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0288100000122000049) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения внеплановой проверки 05.10.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.10.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 997 282,86 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Фонда социального страхования Российкой Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.07.2022;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 13.07.2022;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям извещения об осуществлении Конкурса и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО "СКОЛИОЛОДЖИК.РУ" заключен государственный контракт от 25.07.2022 N 02881000001220000490001/79 (реестровый номер ЕИС - 1870900928722000068) на сумму в размере 1 750 000,00 рублей.
1. В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Согласно пункту 9 Постановления N 617 (далее - в редакции, действовавшей на дату проведения Конкурса) подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Пунктом 4 Постановления N 617 предусмотрено, что ограничения, установленные Постановлением N 617, распространяются на товары, включенные в перечень, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Объектом Конкурса является выполнение работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий с кодами ОКПД2 32.50.22.129, 32.50.22.124, 32.50.22.123, включенными в Перечень.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 28 информационной карты конкурсной документации, являющейся неотъемлемой частью Извещению (далее - Информационная карта), содержится требование о включении в состав второй части заявки на участие в Конкурсе, в том числе копии сертификата о происхождении товара формы СТ-1 на предложенные в заявке медицинские изделия. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных пунктом 28 Информационной карты, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что пунктом 9 Постановления N 617 не предусмотрена обязанность участника закупки включать в состав заявки копию сертификата СТ-1.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования об обязательном предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии СТ-1, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
1.1. В пункте 22 Информационной карты установлено ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N 102 (далее - Постановление N 102).
Вместе с тем, согласно Извещению, Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 617.
На заседание Комиссии Заказчиком сообщили, что противоречие в части нормативного правового акта, в соответствии с которыми установлено ограничение допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении информации об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
2. На основании пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком,за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Согласно Извещению Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта.
При этом на заседании Комиссии установлено, что пунктом 11.1 проекта контракта, являющимся неотъемлемой частью Извещению, предусмотрено,что обеспечение исполнения контракта представляется исполнителем в виде безотзывной банковской гарантией или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Таким образом, действия Заказчика, установившего возможность обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии вместо независимой гарантии, нарушают пункт 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
3. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом Правительством Российской Федерации утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) (далее в редакции, действовавшей на момент проведения Конкурса).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий).
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по Критерию может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в преамбуле порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок) указано, что оценка заявок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N 1085).
Вследствие руководства Заказчиком положениями утратившего силу Постановление N 1085 им установлены формулы оценки представляемых участниками закупки сведений, не предусмотренные Положением.
Также Порядком установлены следующие показатели Критерия:
- показатель "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий сопоставимого характера и объема" в рамках которого Заказчиком оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий), исчисляемый в количестве предоставленных протезно-ортопедических изделий получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезно-ортопедических изделий в каждом контракте должно быть не менее 1 шт.;
- показатель "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий сопоставимого характера и объема" в рамках которого Заказчиком оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезно-ортопедических изделий), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее - 1 824 937 рублей 57 копеек.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что принятие к оценке контрактов исключительно без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки и противоречит подпункту "в" пункта 28 Положения.
Также установленное Заказчиком в Порядке требование о предоставлении контрактов за последние 3 года является ненадлежащим, поскольку, учитывая требование подпункта "г" пункта 28 Положения, к оценке должен приниматься контракт (договор) по исполнению которого последний акт, подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Кроме того, Порядком по показателям Критерия установлено, что сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Комиссия обращает внимание, что Положением не предусмотрено предоставление участником закупки исключительно государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, а также требования об опубликовании на официальном сайте www.zakupki.gov.ru для подтверждения наличия у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги по Критерию, при этом данные требования ставят в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Также на заседании Комиссии установлено, что пунктом 28 информационной карты конкурсной документации предусмотрено, что во второй части заявки на участие в Конкурсе содержатся документы, подтверждающие квалификацию участника Конкурса, а именно:
- сведения об опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема. Оценивается количество контрактов, исполненных в полном объеме, без штрафных санкций, заключенным в течении пяти лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом, количество поставленных товаров (в штуках) в каждом контракте должно быть не менее 96 штук. Подтверждается копиями государственных контрактов, актов поставки товара к ним.
- сведения об опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарная стоимость поставленных товаров, исчисляемая в рублях по контрактам исполненных в полном объеме, без штрафных санкций, заключенным в течении пяти лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом, количество поставленных товаров (в штуках) в каждом контракте должно быть не менее 96 штук. Подтверждается копиями государственных контрактов, актов поставки товара к ним.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены противоречивые сведения в Информационной карте и Порядке о периоде имеющегося опыта (3 года или 5 лет) и количестве товаров, поставленных в рамках исполнения контрактов (1 штука или 96 штук), подлежащех оценке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 11, 15, 17 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 12.10.2023 по делу N П-301/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 октября 2023 г. N П-301/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2023