Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию МУ МВД России "Балаковское" о включении ООО "ВЕЛЕС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360100010523000017 "Капитальный ремонт помещений МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области" (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
05.10.2023 МУ МВД России "Балаковское" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "ВЕЛЕС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360100010523000017 "Капитальный ремонт помещений МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N
0360100010523000017 "Капитальный ремонт помещений МУ МВД России
"Балаковское" Саратовской области".
Заказчиком Аукциона является МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 917 803,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2023 NИЭА1 торги признаны несостоявшимися, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). Заявка ООО "ВЕЛЕС" соответствует требованиям.
24.04.2023 МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области и ООО "ВЕЛЕС" заключили контракт N 53 на проведение капитального ремонта помещений МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется собственными силами и средствами выполнить работы по капитальному ремонту помещений МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области (далее - работы), в соответствии с
Техническим заданием (Приложение N 1) и локально сметными расчетами N 1 и N 2 (Приложение N 2), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом
Согласно п. 3.1. Контракта работы выполняются с момента подписания контракта и не позднее 15.06.2023.
Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика.
Согласно п. 5.4.1. Контракта Подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения настоящего Контракта.
Пунктом 5.1.1. Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
Согласно п. 5.8 Контракта Подрядчик обязан не позже 5 рабочих дней до начала выполнения работ представить Заказчику для оформления пропусков список персонала, который будет задействован на Объекте, с предоставлением копий паспортов работников, а также информации о марках и номерах автомашин, подвозящих материалы, оборудование и другие грузы для выполнения работ (на объектах МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области работы выполняют только граждане РФ и лица без гражданства РФ, допущенные ОРЧ СБ ГУ МВД России по Саратовской области).
В соответствии с п. 7.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.2. Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в следующих случаях:
8.2.1. При существенном нарушении Контракта Подрядчиком.
8.2.2. Нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более, чем на 30 (тридцать) календарных дней.
8.2.3. Установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Подрядчиком на этапе осуществления закупки, указанной в преамбуле настоящего Контракта.
8.2.4. Установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
8.2.5. Установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8.2.6. Наличия у Подрядчика задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Подрядчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Подрядчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
20.09.2023 Заказчиком, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с его неисполнением, которое 20.09.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 20.09.2023.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу 03.10.2023.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято в связи с неисполнением Обществом обязательств, предусмотренных Контрактом.
Так, Заказчиком 10.07.2023 Подрядчику направлено требование об уплате неустойки (штрафа, пени) исх. N6/28-23859 за просрочку исполнения условий Контракта, а также за ненадлежащее исполнение условий Контракта. Подрядчик с требованием Заказчика согласился и оплатил штраф.
Заказчиком 11.08.2023 Подрядчику направлено требование об уплате неустойки (штрафа, пени) исх. N 6/28-27791 за просрочку исполнения условий Контракта. Подрядчик согласился с требованием Заказчика об уплате неустойки (пени).
Согласно п. 5.3.3. Контракта Подрядчик обратился к Заказчику за разъяснением относительно работ в рамках контракта, запросив разрешение (ордер) на производство земляных плановых/аварийных работ.
Из пояснений Заказчика следует, что запрошенный документ направлен Подрядчику 09.08.2023, о чем Подрядчику сообщено посредством ЕИС в претензии от 11.08.2023.
Заказчик неоднократно приглашал Подрядчика для проведения сверки объемов выполненных работ. Подрядчик на встречи не являлся.
Кроме того, в ходе выполнения ООО "Велес" работ, предусмотренных Контрактом, в помещении МП ОП N 2 в составе МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области, расположенном по адресу: Саратовская область, п. Горный, ул. Горная, д.1, в частности приченен:
- ущерб существующей отделке, испорчен внешний вид розеток,выключателей, кондиционера, системы ОПС сопутствующим строительным материалом - краской и шпаклевкой;
- нарушены строительные нормы и правила при выполнении сплошноговыравнивания внутренних поверхностей стен, размеры неровностей превышают допустимые отклонения;
- нарушены строительные нормы и правила при окраске обоев в два слоя,имеются не прокрашенные места на обоях;
- нарушены условия государственного контракта по выполнению маслянойкраски металлических труб и радиаторов отопления, металлические трубы и радиаторы не окрашены;
- нарушены условия государственного контракта при выполнении работ поустройству потолков плитно-ячеистых по каркасу из оцинкованного профиля, установлена не влагостойкая плитка, толщина плитки меньше толщины, установленной в государственном контракте;
В ходе выполнения работ, предусмотренных Контрактом, в помещениях здания ОВМ МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области, расположенного по адресу: г. Балаково, ул. Академика Жук, д. 50, ООО "Велес" нарушены в частности:
- условия государственного контракта при выполнении работ по сплошному выравниванию внутренних поверхностей стен, сплошное выравнивание стен не произведено;
- условия государственного контракта при выполнении работ по сменедверных приборов (замок врезной, ручки, петли), дверные приборы не заменены;
- условия государственного контракта при выполнении работ по укладкеметаллического накладного профиля (порога), металлический накладной профиль не уложен;
Таким образом, в связи с неисполнением условий Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из пояснений представителя Общества следует, что с целью соблюдения условий Контракта, Подрядчик направил в адрес Заказчика списки сотрудников, которым надлежало выдать пропуска, что подтверждается служебными записками от 11.05.2023, 31.05.2023, 07.06.2023, но, при этом, пропуска не выдавались, сотрудники беспрепятственно проходили в здание МВД, по устному указанию.
После публикации одностороннего отказа, представитель Заказчика пояснил, что для допуска сотрудников на объект необходимо оформление пропусков, при этом сотрудникам запретили проходить на объект.
Таким образом, не пуская сотрудников на объект, Заказчик препятствовал Подрядчику выполнению работ.
Кроме того, в ходе выполнения работ, письмом N18/23 от 02.06.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что локально-сметными расчетами N 1 и N 2 (Приложение N 2 к Контракту) не предусмотрены затраты на погрузку и вывоз строительного мусора со строительной площадки, а также Заказчик был уведомлен о том, что локально-сметными расчетами N 1 и N 2 (Приложение N 2 к Контракту) не предусмотрены затраты на демонтаж/монтаж на время производства работ системы автоматической пожарной сигнализации и датчиков оповещения, что влечет за собой отсутствие доступа к некоторым участкам стен и потолка, на которых предусмотрено выполнение работ согласно Контракту.
Локально-сметными расчетами N 1 и N 2 (Приложение N 2 к Контракту) предусмотрен материал "Панели потолочные влагостойкие 600х600х25 мм, цвет белый, с комплектующими ARMSTRONG OASIS", однако в позициях локально сметного расчета N 2 при определении цены на данный материал была применена расценка из Федерального Единичного Сборника Сметных цен с другими характеристиками и заниженной стоимостью.
Также при осуществлении закупки данного материала был выявлен факт отсутствия в продаже (в производстве) потолочных плит ARMSTRONG OASIS толщиной свыше 12 мм.
Помимо этого, пунктом 89 технического задания (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрен материал "Линолеум полукоммерческий гетерогенный "TARKETT FORCE" (толщина 2,5 мм, толщина защитного слоя 0,6 мм, класс 33, цвет коричневый)", однако в позициях локально сметного расчета N 2 при определении цены на данный материал была применена расценка из Федерального Единичного Сборника Сметных цен с другими техническими характеристиками и заниженной стоимостью.
В последующем, письмом N20/2023 от 21.06.2023 Подрядчик вновь обратился к Заказчику с запросом о порядке проведения работ, а также направил свой вариант исправленной локально-сметной документации. Но данный вопрос не был рассмотрен Заказчиком, а ответ состоял лишь из цитирования правовых норм закона о контрактной системе.
В последующем, 21.09.2023 в личный кабинет поставщика на ЕИС, Обществом были загружены акты КС-2, КС-3, счет на оплату выполненных работ на сумму 701 951,66 рублей, а также заявление об отмене одностороннего отказа.
По состоянию на 27.06.2023 контракт исполнен на 76,5% от общего объема.
Исполнить контракт в полном объеме не предоставлялось возможным, в связи с непредставлением Заказчиком ордера на вскрышные работы на работы, предусмотренные техническим заданием.
На рассмотрении представитель Заказчика не явился, не представил доказательств, подтверждающих факт направления ордера в адрес подрядчика.
На основании изложенного, комиссия Саратовского УФАС не усматривает в действиях ООО "ВЕЛЕС" намерения уклониться от исполнения контракта, так как на протяжении срока выполнения работ Общество предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.
Комиссия также отмечает, что характер спора, возникшего между сторонами, относительно качества выполнения работ, носит исключительно гражданскоправовой характер, так как фактически сводится к определению наличия/отсутствия недостатков выполненных работ, при этом указанный спор разрешается в судебном порядке.
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "ВЕЛЕС" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "ВЕЛЕС" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области, в отношении ООО "ВЕЛЕС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
___________________ П.Э. Кошманов
2023-8629
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 12 октября 2023 г. N 64-286
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023