Резолютивная часть объявлена 11 октября 2023 года Изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
<_> |
член Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" (далее - ООО "ЭКОДОМ") |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
|
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Курскавтодор" (далее - ОКУ "Курскавтодор", заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный конкурс |
|
Закупка N |
0144200001823000065 |
|
Объект закупки |
Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Черемисиновском и Тимском районах Курской области в 2025 году |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
325 768 836 руб. 35 коп |
|
Дата размещения извещения о закупке |
18.09.2023 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 20.09.2023 NИИ1 в ред. N2 |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
04.10.2023 |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
3 (три), идентификационные номера заявок 1, 2, 3 |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0630693661, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя, порядок оценки заявок сформирован заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604), а именно, при оценке заявок по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком не установлены предельные максимальные количественные значения.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- заказчик в письменном мотивированном объяснении, предоставленном в материалы дела (вх. N4968-ЭП от 09.10.2023), возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- ООО "ЭКОДОМ" явку представителей не обеспечило, по ВКС не подключилось.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Как подтверждается материалами дела, извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Для оценки заявок участников закупки заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (приложение к извещению об осуществлении закупки), размещенного в ЕИС, установлены критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", размещенного в ЕИС, применен показатель оценки - "наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с п. 26 Положения, оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно п. 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных данным пунктом.
Как подтверждается материалами дела, в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (приложение к извещению об осуществлении закупки), размещенного в ЕИС, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" заказчиком установлена формула, предусмотренная пп. "б" п. 20 Положения:
"
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"".
Таким образом, заказчиком для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется формула, предусмотренная пп. "б" п. 20 Положения. В то же время установление предельного максимального значения показателя данной формулой не предусмотрено.
Более того, оспариваемый показатель направлен на выявление наибольшей цены исполненного участником закупки контракта (договора), что в полной мере соответствует условиям пп. "б" п. 20 Положения, предусматривающим, что лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
Комиссия Курского УФАС России полагает возможным отметить, что формула, при которой заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения) (пп. "б" п. 20 Положения), предусматривает присвоение баллов, исходя из нижеследующего:
заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений. Подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.
При таких обстоятельствах, порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определен заказчиком с учетом собственных потребностей и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ о контрактной системе и Положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Таким образом, в данных обстоятельствах все потенциальные участники закупки находятся в равных условиях, заказчик не предоставил каким-либо участникам закупки необоснованных преимуществ перед другими, а предоставление подтверждающих документов по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметам контракта" не является обязательным или единственным условием для участия в электронном конкурсе и основанием для отклонения заявки участника, а является лишь показателями одного из критериев оценки участника закупки.
Заявитель на заседание Комиссии явку представителя (-ей) не обеспечил (по системе видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf подключение не осуществил), доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобе, не представил.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки и Порядка рассмотрения и оценки заявок не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, и не ограничивают количество участников закупки.
При таких обстоятельствах, довод жалобы не нашел подтверждения материалами дела.
При проведении внеплановой проверки, Комиссией Курского УФАС России выявлены следующие нарушения в действиях субъектов контроля.
1. В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.11 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
В силу п.5 ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В целях реализации ч.11 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 г. N572, которым утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (далее - Типовые условия).
При таких обстоятельствах, при выполнении работ по ремонту автомобильных дорог контракт должен включать в себя все типовые условия, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2023 г. N572.
Как следует из извещения об осуществлении закупки проект контракта размещен Заказчиком одновременно с извещением об осуществлении закупки 20.09.2023.
Как подтверждается материалами дела, наименование разделов и структура проекта контракта, сформированного Заказчиком, в большей части не соответствует положениям Типовых условий. Вместе с тем, по своему содержанию разделы, которые заказчик включил в проект контракта соответствуют Типовым условиям.
При таких обстоятельствах, Комиссия признает заказчика нарушившим требования ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_", Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2023 г. N572.
2. Заказчик в случаях, предусмотренных ФЗ "О контрактной системе...", при описании объекта закупки должен руководствоваться Правилами описания объекта закупки, предусмотренными ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе_" извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона.
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком в описании объекта закупки установлено следующее:
- по ремонту автомобильной дороги "Курск - Касторное" - Русаново - Нижнеольховатое в Черемисиновском районе Курской области "нанесение горизонтальной дорожной разметки";
- по ремонту автомобильной дороги Тим-Щигры в Тимском районе Курской области км 6+300 - км 11+000 "нанесение горизонтальной дорожной разметки термопластиком";
- по ремонту автомобильной дороги "Черемисиново - Подлесье" - Сенчуковка в Черемисиновском районе Курской области км 0+000 - км 7+500 "нанесение горизонтальной дорожной разметки".
Вместе с тем, характеристики "Разметки" и такие показатели, как например, способ её нанесения и площадь/объем, в описании объекта закупки не содержатся, как достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене контракта, т.е. информация является не полной, что является нарушением ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_"
Запросы о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от участников не поступали.
Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса от 06.10.2023 на участие в закупке было подано 3 (три) заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и законодательства РФ о контрактной системе, определен победитель.
В этой связи, учитывая, что выявленные Комиссией Курского УФАС России нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.
В то же время, выявленные нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушений.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" необоснованной.
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Курскавтодор" нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений".
3. Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N046/06/42-518/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении/об отказе в возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N N046/06/42-518/2023 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<_><_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 16 октября 2023 г. N 046/06/42-518/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023