Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская больница Св. Великомученика Георгия" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Новомайский Д.В. (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24145-ЭП/23 от 21.09.2023) на действия СПБ ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку принадлежностей к монитору пациента (извещение N 0372200258523000636) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200258523000636. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 496 586,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару невозможно исполнить контаркт.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
Как усматривается из Приложения N1 к Описанию объекта закупки "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара", Заказчиком не было сформировано требования относительно ОРИГИНАЛЬНОСТИ запрошенного товара, не установлено требования к поставке товара определенного производителя -"Шэньчжэнь Майндрэй Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд.".
Тем самым, Заказчик в описании объекта закупки допустил предложение к поставке любого медицинского изделия (датчики и кабели), зарегистрированного соответствующим образом, которое может обеспечить совместную работу с оборудованием заказчика без конкретизации относительно производителя, товарного знака и пр.
Однако, в силу того, что медицинские изделия (датчики и кабели) закупаются к индивидуально определенному медицинскому оборудованию - Монитору пациента iMEC 8, показатели датчиков и кабелей должны соответствовать требованиям условий и правил эксплуатации Монитора пациента iMEC 8, которые были регламентированы и гарантированы производителем при регистрации.
В противном случае, не возможно достижение заявленных целей: полная совместимость и обеспечение аппаратного взаимодействия, а следовательно результатом закупки будет приобретение непригодных к использованию с Монитором медицинских изделий, наличие опасности некорректной работы, риска для здоровья пациента.
Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1650 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил, реестр содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие (подпункт "н").
При этом реестр медицинских изделий является официальным информационным ресурсом, ведение которого осуществляется регистрирующим органом - Росздравнадзором.
Электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие содержит характеристики медицинского изделия, которое проходило испытания и экспертизу при государственной регистрации медицинского изделия, в том числе сведения о назначении медицинского изделия (* в частности, показатели, которые обеспечат полную совместимость и аппаратное взаимодействие).
В Реестре медицинских изделий (официальный информационный ресурс)
https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch
В отношении регистрационного удостоверения NФСЗ 2012/12885 от 27.11.2012 имеется реестровая запись o81453.
Реестровая запись o81453 содержит Инструкцию/Руководство оператора Монитор пациента iMEC 8 (открытый официальный источник).
Сведения Руководства оператора Монитор пациента iMEC 8 содержат ИНЫЕ, чем указаны в Приложении N1 к Описанию объекта закупки показатели требований условий и правил эксплуатации, а значит, в силу противоречий требований производителя и показателей Описания датчиков и кабелей, не может быть достигнута заявленная заказчиком цель: обеспечение полной совместимости и аппаратного взаимодействия.
ВАЖНО:
Регистрационное удостоверение NФСЗ 2012/12885 от 27.11.2012, содержит сведения о регистрации не только Монитора пациента iMEC 8, но и сведения о характеристиках датчиков и кабелей, которые являются Объектом закупки по настоящему электронному аукциону.
Т.е., производитель в Руководстве оператора определил все необходимые показатели, условия и правила эксплуатации как для Монитора, так и для медицинских изделий, которые аппаратно взаимодействуют с ним.
Комиссия УФАС в соответствии с представленной информацией пришла к выводу, что требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки и нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Заказчиком не предоставлено.
Кроме того, Заявитель в жалобе сообщает следующее:
Здесь имеются столбцы N9 и N10 (диапазон значений с нижней и верхней границами).
По всем ПЯТИ позициям закупаемого товара, столбцы N9 и N10 содержат значения с применением слов "ОТ" и "ДО".
Приложение N 1 к инструкции по заполнению заявки содержит следующие правила заполнения заявки:
Заказчик в целях определения соответствия закупаемого товара устанавливает порядок описания максимальных и(или) минимальных значений показателей, а также значений, которые не могут меняться, соответствующих показателям (характеристикам) товара, установленным в Приложении N 1 к описанию объекта закупки, со ссылкой на соответствующие пункты указанного приложения;
В описании показателей (характеристик) товара, заказчик использует следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения (столбец N 7);
2) показатели, для которых указаны варианты значений (столбец N 8);
3) показатели, которые определяются диапазоном значений (столбцы N 9 и N 10);
4) показатели, значения которых не могут изменяться (столбец N 11).
Заказчик устанавливает порядок описания показателей (характеристик) товара, предлагаемых участником электронного аукциона:
по первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и(или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона
по четвертому виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ прочтение ИНСТРУКЦИИ не дает никаких разъяснений относительно диапазонных показателей с применением слов "ОТ" и "ДО" (столбцы N9 и N10).
Заявку сформировать без риска ее отклонения не возможно, поскольку нет никакого указания на то, как должны в заявке быть указаны эти диапазонные значения: следует или нет включать нижние или верхние границы диапазона, можно ли указать иные границы диапазона внутри нижней и (или) верхней границе диапазона, возможно ли указание в заявке слов "ОТ" и "ДО" или нет.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе заявки сведений о поставляемых товарах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Новомайский Д.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПБ ГБУЗ "Городская больница
Св. Великомученика Георгия"
пр-т Северный, д. 1, лит. А
Санкт-Петербург, 194214
Эл. почта: b4.ogz@zdrav.spb.ru
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: +7 (495) 733-95-19
ИП Новомайский Д.В.
ул. Былинная, д. 39
Ростовская обл., 344058
Эл. почта: mayskii67@gmail.com
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4118/23
27.09.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-4118/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПБ ГБУЗ "Городская больница Св. Великомученика Георгия", а также комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0372200258523000636 (при их наличии);
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя его в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения 0372200258523000636 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200258523000636 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 16.11.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер"
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2023 г. N 44-4118/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023