Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Александровский (далее - Заказчик):
ИП Вахрушева А.И. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25543-ЭП/23 от 09.10.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку товаров (поставка бумаги для печати) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.09.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172300002923000031. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 456, 40 рублей.
В жалобе ИП Вахрушева А.И. указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.10.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
(п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствие таких информации и документов (участник закупки не предоставил информацию о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, а именно: значение характеристики предлагаемого к поставке товара (бумаги для офисной техники) - количество листов в пачке - указано 500 Штука, тогда как требовалось указать конкретный показатель.).
Анализ указанной части протокола позволяет констатировать, что его содержание не удовлетворяет требованиям п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, поскольку не содержит информацию, предусмотренную п. 2 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе, а именно обоснования принятого в отношении заявки Заявителя решения с указанием положений извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует заявка Заявителя, положений указанной заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки, в частности, Заказчиком установлено требование к показателю "Количество листов в пачке", которое должно быть 500.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участником закупки представлены характеристики товара, идентичные тем, что были указаны Заказчиком в описании объекта закупки, с учетом того, что значения показателей, которые послужили причиной отклонения заявки Заявителя, определены Заказчиком как значения, которые не могут изменяться.
Таким образом, в указанной части заявка Заявителя в полной мере удовлетворяет трепаниям Заказчика.
В свою очередь, согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре:
В описании показателей (характеристик) товара, заказчик использует следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены минимальные или максимальные значения;
2) показатели (характеристики), для которых представлены варианты значений;
3) показатели (характеристики), для которых установлены требования к значению минимальной и максимальной границе диапазона значений;
4) показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться;
При описании товаров участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке:
Заказчик устанавливает порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке, по первому виду показателей:
- Показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "от" - являются минимальными значениями, при формировании заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное Заказчиком.
- Показатели, сопровождающиеся словами "более" являются минимальными значениями - при формировании заявки участник указывает конкретное значение показателя, имеющее значение больше установленного Заказчиком.
- Показатели, сопровождающиеся словами "не более", "до" - являются максимальными значениями, при формировании заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или меньшее установленного Заказчиком.
- Показатели, сопровождающиеся словами "менее" являются максимальными значениями - при формировании заявки участник указывает конкретное значение показателя, имеющее значение меньше установленного Заказчиком.
Заказчик устанавливает порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке, по второму виду показателей:
- Показатели, сопровождающиеся союзом "или", символом "/" являются альтернативными - при формировании заявки участник указывает конкретное значение показателя самостоятельно выбирая одно из указанных значений, при этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько значений.
- Показатели, сопровождающиеся словосочетанием "и/или" являются альтернативными - при формировании заявки участник указывает значение показателя самостоятельно выбирая одно из указанных значений, либо оба значения с союзом "и".
Заказчик устанавливает порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке, по третьему виду показателей:
- Показатели, к которым одновременно установлены минимальные и максимальные значения, являются интервальными - при формировании заявки участник указывает конкретное значение показателя равное или меньше установленной заказчиком максимальной границы диапазона, равное или больше минимальной границы диапазона. При этом исключается возможность участника указывать одновременно несколько значений.
Заказчик устанавливает порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке, по четвертому виду показателей:
- Показатели, которые не содержат максимального и/или минимального значения, интервальности значений, альтернативных значений, то есть имеют конкретное (точное) значение, являются неизменными - при формировании заявки участник указывает соответствующее значение без изменений.
- Показатели, сопровождающиеся союзом "и", знаком ",", являются неизменными - при формировании заявки участник указывает соответствующее значение без изменений и должен предложить товар, сочетающий в себе все характеристики одновременно.
В случае установления (определения) требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения.
Сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника не должно содержать слов: "не менее", "от", "не более", "до", "менее", "более", "или", "должна (-о, -ы) быть", "должно", "требуется" (и их производные), а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие установленным Заказчиком требованиям.
В случае непредставления в заявке на участие в закупке характеристик предлагаемого участником закупки товара и (или) несоответствия таких характеристик требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявка на участие в закупке признается не соответствующей извещению об осуществлении закупки.
По первому виду показателей, по которым необходимо указать конкретное значение характеристики, сопровождаются словами "не менее", "от", "более", "не более", "до", "менее".
По второму виду показателей, по которым необходимо указать конкретное значение характеристики, сопровождающиеся союзом "или", символом "/".
По третьему виду показателей, по которым необходимо указать конкретное значение характеристики, это показатели, к которым одновременно установлены минимальные и максимальные значения, являются интервальными.
По четвертому виду показателей, это показатели, которые не содержат максимального и/или минимального значения, интервальности значений, альтернативных значений, то есть имеют конкретное (точное) значение, являются неизменными - при формировании заявки участник указывает соответствующее значение без изменений.
В случае установления (определения) требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения.
Комиссия УФАС отмечает, что вышеприведенная инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит специального правила представления сведений о товаре, требования к которому установлены с использованием знака "", а, следовательно, участник закупки в данном случае должен указать значение показателя в неизменном виде.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участник закупки в соответствии с инструкцией по заполнению заявок в отношении рассматриваемого показателя указал значение, идентичное установленному Заказчиком в извещении, а именно Количество листов в пачке 500 Штук.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения. Приняв решение об отклонении заявки Заявителя, комиссия Заказчика допустила нарушение ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
2. Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Вахрушевой А.И. обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п.п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 октября 2023 г. N 44-4124/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023