Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ 382 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Проектное бюро ЗД" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 25310-ЭП/23 от 05.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Красногородская, д. 17, корпус 3, литер А (извещение N 0372200004422000009),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Красногородская, д. 17, корпус 3, литер А (извещение N 0372200004422000009) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 565 602,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2022 N ИЭОК1 победителем Аукциона признано ООО "Проектное бюро ЗД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Проектное бюро ЗД" заключен государственный контракт N 382/22/67 от 05.10.2022 на сумму 1 200 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Проектное бюро ЗД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по корректировке проектно-сметной документации по объекту, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Красногородская, д. 17, корпус 3, литер А (далее - Работы) в течение шести месяцев со дня заключения Контракта, с учетом всех согласований (п. 4.2 Контракта), т.е. до 07.04.2023.
По состоянию на 19.09.2023 Работы Участником не были выполнены, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Проектное бюро ЗД" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Состав и последовательность Работ (п. 9 и 11 Задания на проектирование - Приложение N 2 к Контракту):
- Проведение инженерного технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей (горячее и холодное водоснабжение и канализация, отопление, вентиляция, электрические сети и сети связи) объекта (далее - Обследование), оформление результатов обследования (выполнение: январь-февраль 2023 года).
- С учётом результатов обследования и результатов изучения ранее разработанного проекта капитального ремонта выполнить разработку нового проекта капитального ремонта.
Откорректированная проектно-сметная документация по объекту, в составе:
- Проектная документация. Раздел 3. "Архитектурные и объемно-планировочные решения. Этап 1". Шифр: 17.01-ПМ.П-АР1;
- Проектная документация. Раздел 4. "Конструктивные решения". Шифр: 17.01-ПМ.П- КР;
- Проектная документация. Раздел б. "Технологические решения". Шифр: 17.01-ПМ.П-ТХ1.
Выполнение: октябрь 2022 - до 15.06.2023.
Результаты Обследования были оформлены Участником Отчётом по результатам технического обследования здания. Работы выполнены в соответствии с п. 11 Задания на проектирование, п. 1-9 Сметы (Приложения N 2 и N 1 к Контракту). Результаты отчёта имеют самостоятельную ценность для Заказчика, т.к. исключают необходимость повторного выполнения соответствующих работ.
06.03.2023 Заказчику была передана проектная документация в электронном формате по перепланировке пищеблока (Раздел "ТХ") (исх. N 2023-0603-Кс от 06.03.2023, письмо на электронную почту - school382@list.ru от 06.03.2023 в 14:48).
15.06.2023, после корректировок и согласований проектных решений, Заказчику переданы альбомы проектной документации "АР1", "КР", "ТХ1" на согласование в печатном экземпляре (накладная N 2023-06-15 от 15.06.2023). Замечаний от Заказчика не было.
Работы выполнены в соответствии с п. 11 Задания на проектирование, п. 10 Сметы.
Дополнительно к передаче Заказчику результатов Работ в электронном виде и на бумажном носителе в вышеприведенные периоды фактического выполнения соответствующих Работ, после получения 19.09.2023 решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчику 29.09.2023 все результаты Работ (в требуемом по Контракту количестве экземпляров) были направлены по накладной N 2023-09-27 от 27.09.2023, с сопроводительным письмом исх. N 2023-09-29-382 от 29.09.2023, актами, исполнительными сметами и счетами.
Также представитель Участника сообщил, что несмотря на усилия со стороны ООО "Проектное бюро ЗД" завершить выполнение Работ по Контракту в предусмотренные им сроки, не представилось возможным по следующим причинам:
1. Несвоевременная выдача Заказчиком исходных данных для проектирования.
10.11.2022 Участником были запрошены у Заказчика исходные данные, в том числе ТУ (исх. N 2022-11-08-Кс от 10.11.2022, письмо на электронную почту school382@list.ru от 10.11.2023 в 17:31).
Исходные данные были переданы в приемлемый срок, за исключением технических условий (являются исходными данными от Заказчика, см. п. 6 и прим *** Задания на проектирование).
Технические условия на оснащение проектируемого объекта комплексными системами обеспечения безопасности переданы 27.04.2023 (письмо по электронной почте school382@list.ru от 28.04.2023 в 11:02), т.е. на 25 календарных дней позднее определенного в Контракте общего срока выполнения Работ.
В связи с поздней выдачей названных ТУ потребовалась переделка разделов проектной документации в части инженерных систем, обеспечивающих безопасность объекта капитального строительства, в том числе системы пожарной сигнализации (СПС), системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). О данных обстоятельствах Заказчик был уведомлен 19.05.2023 (исх. N 2023-05-19-ШКС от 19.05.2023, по электронной почте на school382@list.ru письмо от 19.05.2023 в 12:21).
2. Кроме того, невозможность завершения Работ по Контракту обусловлена недостатками исходного проекта, невозможностью в рамках предмета Контракта, определенного как "разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта", выполнить проектирование для достижения общего замысла строительных работ Заказчика - строительства пищеблока в школе, что требует проведения работ по реконструкции здания.
По Контракту Заказчику требовалась корректировка разработанного в 2016 году проекта капитального ремонта к новому проекту проведения капитального ремонта. Именно такой вид и объём работ (рабочая документация для проведения капитального ремонта) расценен в Смете - п. 10-19. А также прямо указан в Задании на проектирование - п. 9,11 и примечание ***.
Как было установлено после получения исходных данных по Контракту, анализа полученной проектной документации от 2016 года, и проведения обследования здания школы, в проектной документации, представленной на корректировку, допущена фактическая ошибка - неверно учтена высота подвала, в котором планировалось размещение части пищеблока.
Для соблюдения нормативных требований при размещении пищеблока с использованием подвала, как это изначально было предусмотрено в корректируемом проекте, требуется понижение части подземного этажа. Для этого, в свою очередь, требуется проведение дополнительных изысканий (проведение изысканий Контрактом не предусмотрено) для определения возможности таких работ. Данное понижение затрагивает подземные несущие конструкции здания. То есть, выполнение таких работ невозможно в рамках капитального ремонта - изменение параметров здания (строительный объем, общая площадь) относятся к характеру работ по "реконструкции здания" (см. п. 14 и 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Что требует совершенно иных работ - выполнения изысканий до проектирования, на основании результатов изысканий разработка проектной документации, согласования всех результатов в экспертизе, и затем разработка рабочей документации. А также это потребует иного финансирования таких работ (как проектных, так и строительных) со стороны Заказчика.
06.03.2023 Заказчику вышеуказанным письмом исх. N 2023-0603-Кс от 06.03.2023 (письмо на электронную почту school382@list.ru от 06.03.2023 в 14:48) была передана проектная документация в электронном формате по перепланировке пищеблока (Раздел "ТХ"). Заказчик был уведомлен, что для достижения общего замысла строительно-монтажных работ может потребоваться заглубление подвала на 0,6 м, что затрагивает несущие конструкции здания, и данные изменения повлекут за собой повторное прохождение госэкспертизы.
Подробно Заказчику все последствия были разъяснены на том же предложенном к проведению совещании. Заказчик принял информацию, но устно предложил продолжить Работы и рассмотреть вариант обойти эту проблему и сделать работы по пищеблоку в рамках капитального ремонта. Письменного ответа от Заказчика не последовало. В том числе замечаний к чертежам по Разделу "ТХ" заявлено не было.
22.03.2023 Заказчику письмом исх. N 2023-22-03-Кс от 22.03.2023 (письмо на электронную почту school382@list.ru от 22.03.2023 в 12:03) было направлено предложение на перепроектирование подвала с учётом проведения инженерных изысканий (для реконструкции здания разработка проектной документации стадии "П", проведение геодезический, геологических и экологических изысканий). Т.е., Заказчик ещё раз был осведомлен о проблеме выполнения проекта с разъяснением, что необходимо предпринять для размещения пищеблока в соответствии с нормативными требованиями. И все эти работы не входят в объём и стоимость Контракта. Никакого ответа на это письмо так же не последовало.
В ходе проектирования по предложению Заказчика Участник проработал несколько вариантов разрешения проблемы - предполагалось размещение на 2 этаже части пищеблока, а также вариант большего задействования первого этажа - но приемлемого решения не было найдено. От Заказчика какого-либо решения по данному вопросу в адрес проектировщика не поступило.
19.05.2023 Участник сообщил Заказчику, что выполнил все проектные работы, возможные к выполнению в рамках условий существующего Задания на проектирование, но в связи с поздней выдачей ТУ потребуется переделка некоторых ранее разработанных разделов проектной документации.
23.05.2023 письмом исх. N 384 Заказчик (письмо с электронной почты school382@list.ru от 23.05.2023 в 16:46) в ответ подтвердил заинтересованность в получении результатов Работ и сообщил, что за просрочку выставит пени.
15.06.2023, после корректировок и согласований проектных решений, Заказчику были переданы альбомы проектной документации "АР1", "КР", "ТХ1" на согласование в печатном экземпляре (накладная N 2023-06-15 от 15.06.2023). Замечаний не было.
19.06.2023 Участник, выполнив все проектные работы, возможные к выполнению в рамках условий существующего Задания на проектирование, письмом исх. N 2023-06-19-382 от 19.06.2023 (по электронной почте на school382@list.ru письмо от 19.06.2023 в 15:34) повторно уведомил Заказчика о всех проблемах при различных вариантах размещения пищеблока школы. А также о том, что в рамках предмета Контракта, определенного как "разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта", условий Задания на проектирование, невозможно выполнить проектирование для достижения общего замысла строительно-монтажных работ Заказчика - строительства пищеблока в школе, - так как это потребует проведения работ по реконструкции здания. Никакого решения от Заказчика по названным препятствиям для завершения Работ по Контракту не последовало.
С учётом вышеизложенного, невозможность полного выполнения работ по Контракту не вызвана какими-либо недостатками в деятельности Участника, о проблемах для завершения Работ по Контракту Заказчик был уведомлен своевременно.
Представитель Участника полагает, что в сложившейся ситуации (невозможность полного достижения цели Контракта - проектирования работ по капремонту, при том, что один из основных требуемый Заказчику объектов -пищеблок - мог быть построен только при проведении реконструкции здания) верным вариантом было бы расторжение Контракта по обоюдному соглашению, но Заказчик повёл себя недобросовестно, намереваясь скрыть свои ошибки и не нести расходов на частично выполненные по Контракту Работы.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Проектное бюро ЗД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Проектное бюро ЗД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Проектное бюро ЗД" (ИНН: 7806585407), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 октября 2023 г. N РНП-78-1399/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023