Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган),
в отсутствие представителей:
ООО "Норд-групп" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25577-ЭП/23 от 09.10.2023) на действия Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга (лот N 18) (извещение N 0172200005523000211) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 26.09.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200005523000211. Начальная (максимальная) цена контракта - 30 044 326,90 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
12.10.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение Постановления N2604) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения Постановления N2604, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения Постановления N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно электронному документу "Приложение_N4.Порядок_оценки.docx" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлено:
"Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг; контроль качества оказания услуг; используемое оборудование и машины; необходимые трудовые ресурсы.
В рамках свойства объекта закупки - используемое оборудование и машины, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень оборудования, задействованного при приготовлении блюд (изделий) во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию в отдельности: наименований, характеристик, количества (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд (изделий) осуществляется на пищеблоке исполнителя) и их целевого назначения; перечень иного оборудования и машин, задействованных во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию и машинам в отдельности: наименований, характеристик, количества и их целевого назначения. В рамках свойства объекта закупки - используемое оборудование и машины, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - необходимые трудовые ресурсы, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень специалистов, планируемых к привлечению при исполнении контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, с указанием по каждому такому специалисту в отдельности: должности; профессиональных задач и обязанностей; описание порядка и условий взаимодействия такого специалиста с другими работниками участника закупки, с указанием перечня вопросов, совместно разрешаемым указанным специалистом с другими работника участника закупки.
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг представленная участником программа производственного контроля должна включать в себя организационную структуру, документы, производственные процессы и ресурсы, необходимые для реализации ХАССП, а также специалистов, ответственных за разработку, внедрение и поддержание системы ХАССП в рабочем состоянии (далее - группа ХАССП).
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, участником закупки в целях подтверждения разработки, внедрения и поддержания участником конкурса процедур обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, основанных на принципах системы анализа рисков и критических контрольных точек участник конкурса формирует перечень процедур обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), которые участник разработал при осуществлении производства (изготовлении) пищевой продукции согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". К указанному перечню прикладывается документация программы ХАССП, которая включает: политику в области безопасности выпускаемой продукции; организационно-распорядительные документы, предусмотренные внутренними правилами участника конкурса о создании и составе группы ХАССП (с указанием реквизитов); информацию о продукции; информацию о производстве; отчеты группы ХАССП с обоснованием выбора потенциально опасных факторов, результатами анализа рисков и выбора критических контрольных точек и определения критических пределов; рабочие листы ХАССП, предусмотренные настоящим порядком оценки; процедуры мониторинга; программу внутренней проверки системы ХАССП; процедуры проведения корректирующих действий; перечень регистрационно-учетной документации."
Заявитель в доводах жалобы указывает, что Постановлением N 2604 не предусмотрена возможность подмены оценки показателя "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (который, согласно пп. "б" п. 24 Постановления N 2604 может устанавливаться для оценки исключительно в рамках критерия "Квалификация участников закупки") свойством "используемое оборудование и машины" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Заказчик установил ненадлежащий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а именно: установление в рамках порядка оценки показателей оценки, которые могут применяться исключительно в рамках критерия "Квалификация участников закупки", а также установление требований о предоставлении документов, которые подразумевают наличие в них сведений об организации потенциального участника, которые недопустимы для указания в составе первой части заявки.
Комиссия УФАС, проанализировав положения извещения, приходит к выводу, что при соблюдении вышеуказанных требований извещения, участник отразит данные организации. Соответственно, участник будет идентифицирован и отстранен от участия в закупке на основании п. 2 ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе. При этом, не приложив требуемую извещением документацию в первую часть заявки, участнику закупки не будут начислены баллы по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с установленной в Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки шкалой оценки заявок, что может привести к ограничению конкуренции.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
"Приложением_N1_Описание_объекта_закупки.rar" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлено:
"Организация питания осуществляется в соответствии с цикличными меню рационов горячего питания (Приложение 1.1), из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N 1.2 к настоящему Описанию объекта закупки).
Организация питания может осуществляется в соответствии с разработанным Исполнителем меню основного (организованного) питания с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, требований заказчика к меню основного (организованного) питания (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 к Методическим рекомендациям) из продуктов поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N 1.2 к Приложению N 1 к Методическим рекомендациям)."
"Приложением_N5_Проект_контракта[2].docx" установлено:
"Требования Заказчика к меню основного (организованного) питания указаны в Приложении N 1.1 к Описанию объекта закупки, являющемуся приложением N 1 к настоящему Контракту.
Разрабатывать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения, требованиями заказчика, предусмотренными в Приложении N 1.1 к Описанию объекта закупки, являющемуся Приложением N 1 к настоящему Контракту и по согласованию с Заказчиком утверждать для каждой возрастной группы детей меню основного (организованного) питания. Меню основного (организованного) питания предоставляется Заказчику на согласование не позднее чем за 5 дней до начала оказания услуг по настоящему Контракту."
По мнению Заявителя, невозможно однозначно установить, какие требования заказчиков к меню основного (организованного) питания подразумеваются в рамках данной закупки.
Представитель Уполномоченного органа озвучил позицию по вышеуказанному доводу.
Извещением определено, что "организация питания осуществляется в соответствии с цикличными меню рационов горячего питания (Приложение 1.1), из продуктов, поименованных в ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N 1.2 к настоящему описанию объекта закупки). Организация питания может осуществляться в соответствии с разработанным исполнителем меню основного (организованного) питания с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, требований заказчика к меню основного (организованного) питания (Приложение N 1.1 к Приложению N 1 к Методическим рекомендациям) из продуктов поименованных в ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья (Приложение N 1.2 к Приложению N 1 к Методическим рекомендациям). В пунктах 4 и 5 Раздела 1 Описания объекта закупки определен перечень нормативно-правовым и иных актов, которым, в том числе, должно соответствовать меню, самостоятельно разработанное участником закупки.
Согласно разделу 4 Описания объекта закупке (Приложение N1 к извещению о закупке) определен следующий перечень приложений:
4.1. Приложение N 1.1 Цикличное меню рационов горячего питания.
4.2. Приложение N 1.2 Ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья.
4.3. Приложение N 1.3 Расчёт объемов рационов питания".
В Приложении N1.1. Цикличное меню рационов горячего питания установлены перечни дней, с предлагаемыми к исполнению рационами питания, а также приведены сборники Методических рекомендаций, которыми потенциальным участникам закупки необходимо руководствоваться при самостоятельной разработке меню.
Кроме того, Приложением N1.1. приведена ведомость выполнения норм по продуктам, которые участнику закупки необходимо учитывать при самостоятельной разработке меню.
В Приложении N4 к извещению о закупке установлено, что в рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, участник вправе приложить самостоятельно разработанное цикличное меню, соответствующее требованиям Описания объекта закупки.
Меню разрабатывается участником самостоятельно на основе примерных (цикличных) меню для организации питания (приложение N 1.1. к Описанию объекта закупки) на период не менее двух недель, которое подлежит согласованию с органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день и два последующих дня. К разработанному участником меню прикладываются меню-раскладки, содержащие количественные данные о рецептуре блюд. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами. С учетом возраста детей в меню должны быть соблюдены требования санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах. Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/- 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным нормам, по каждому приему пищи (СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом, предложенным участником.
В основе рационов питания должны быть использованы действующие нормативно-технические сборники рецептур блюд и кулинарных изделий, технико-технологические карты.
При разработке меню необходимо включать свежеприготовленные блюда, неподвергающихся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
При составлении меню следует руководствоваться распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Обязательно приводятся ссылки на сборники рецептур и наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованию, указанным в использованных сборниках рецептур. В меню включаются блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.
Ознакомившись с позицией Уполномоченного органа и проанализировав содержание извещения, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным. Вместе с тем, по результатам проведенного конкурса подана одна заявка. Следовательно, оценка заявки в данном случае не производилась.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норд-групп" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 октября 2023 г. N 44-4165/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023