Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБДОУ Детский сад N 90 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ИП Белобровой Елены Юрьевны (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25716-ЭП/23 от 10.10.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оконной светозащитной системы (извещение N 0372500001023000012) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.09.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372500001023000012.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 940 960, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии заказчика.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрены следующие положения:
"При описании товаров (материалов) участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке: - В случае установления требования к минимальному значению показателя, с использованием слов/словосочетаний/символов: "не менее", "не ниже", "" участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное значение показателя, без использования указанных слов/словосочетаний/символов. - В случае установления требования к максимальному значению показателя, с использованием слов/словосочетаний/символов: "не более", "не выше" участник указывает одно конкретное значение показателя, не превышающее установленное значение, без использования указанных слов/словосочетаний/символов. - В случае установления требования к максимальному значению показателя, с использованием слов/словосочетаний/символов: "менее", "ниже", "", "от" участник указывает одно конкретное значение показателя, превышающее установленное, без использования указанных слов/словосочетаний/символов. - В случае установления требования к максимальному(максимальным) значению (значениям) показателя(показателей) с использованием словосочетания "наибольшее значение" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать значение (значения) показателя (показателей) строго менее установленного (установленных) в требованиях, без использования вышеуказанного словосочетания. - В случае установления требования одновременно к максимальному и минимальному значениям показателя товара с использованием предлогов "от" "до", разделенных знаком "-", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньше минимального значения и не превышающее максимальное значение диапазона значений указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (предлогов "от" "до"), за исключением случаев связанных с указанием плотности, где должно быть представлено интервальное количественное (числовое) значение такого диапазона, при этом значение показателя, сопровождаемое предлогом "от", должно быть увеличено, значение показателя, сопровождаемое предлогом "до", не должно быть увеличено, диапазон должен сопровождаться указанными предлогами. - В случае установления требования одновременно к максимальному и минимальному значениям показателя товара с использованием предлогов "от" "до", разделенных союзом "и", участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное не интервальное количественное (числовое) 56 значение такого показателя товара, более минимального значения и менее максимального значения диапазона значений указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (предлогов "от" "до"). - В случае установления требования к минимальному (минимальным) значению (значениям) показателя (показателей) с использованием словосочетания "наименьшее значение" участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать значение (значения) показателя (показателей) строго более установленного в требованиях, без использования вышеуказанного словосочетания. - В случае установления требований одновременно к двум и более размерам (габаритным размерам), выраженным через знак "х" и при наличии знака "*" над одним или несколькими числовыми значениями размеров (например, Размер товара (ШхВхГ): 1000* х 500* х 700 мм, или Габаритные размеры: 500 х 700 х 800*мм) означает, что участнику необходимо предоставить значение размера(ов), отмеченного(ых) знаком "*", строго более установленного(ых), без знака "*", при этом, в соответствии с потребностями Заказчика, превышение не должно составить более 20 (двадцати)% от указанного минимального размера со знаком "*". - В случае установления требования к максимальному и минимальному значению показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием в представленном порядке словосочетаний и символов "более х_у" (где х - минимальное значение показателя, у - максимальное значение показателя), участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя, нижнюю и верхнюю границу диапазона, каждая из которых должна быть соответственно менее нижней (для минимального значения) границы и более верхней (для максимального значения) границы диапазона, т.е. диапазон конкретных значений должен быть шире установленного требованиями настоящей инструкции и не должен сопровождаться словом "более". - В случае установления требования к максимальному и минимальному значению показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием в представленном порядке словосочетаний и символов "менее х_у" (где х - минимальное значение показателя, у - максимальное значение показателя), участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя, нижнюю и верхнюю границу диапазона, каждая из которых должна быть соответственно более нижней (для минимального значения) границы и менее верхней (для максимального значения) границы диапазона, т.е. диапазон конкретных значений должен быть уже установленного требованиями настоящей инструкции и не должен сопровождаться словом "менее". - В случае установления неизменных показателей, в виде вариантов значения показателя, с применением знака "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения, при указании марки определенной модели производителя и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби), потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования знака "/". - В случае установления неизменных показателей, в виде вариантов значения показателя, с применением знака ";", потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает значение без использования знака ";".
- В случаях использования знака "_" при описании заказчиком требований к объекту закупки участник должен указать диапазон конкретных значений показателя, в рамках установленного, без использования знака "_". В случае, если значения верхней и нижней границ диапазона равны нулю, участник закупки обязан указать единицу измерения показателя и одно конкретное значение показателя".
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений извещения следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок, вместе с тем часть положений инструкции являются избыточными и не используются в требованиях к товарам.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Белобровой Елены Юрьевны обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с его выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 октября 2023 г. N 44-4200/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2023