Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница N 15" (далее - Заказчик):
ООО "Госпитальные поставки" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25840-ЭП/23 от 11.10.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 06.10.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200005423000495. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 500 000,0 0 рублей.
В жалобе ООО "Госпитальные поставки" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления требований к закупаемому товару, совокупность которых ограничивает количество участников закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки Заказчиком включены товарные позиции "Рулон марлевый" различных типов.
Комиссия УФАС констатирует, что КТРУ содержит описание (требования к характеристикам оборудования) товарных позиций с кодами КТРУ 21.20.24.131-00000022 (Рулон марлевый тканый, нестерильный), 21.20.24.131-00000008 (Рулон марлевый тканый, нестерильный), 21.20.24.131-00000028 (Рулон марлевый тканый, нестерильный), которая по своим функциональным и потребительским свойствам соответствует товару, содержащемуся в описании объекта закупки.
Таким образом, сведения о наименовании товара, содержащееся в извещении о проведении закупки, не соответствует сведениям, содержащимся в КТРУ в отношении указанных товарных позиций.
Комиссия УФАС также отмечает, что описание вышеуказанных товарных позиций, а именно требования к значениям показателей характеристики указанных товарных позиций приведено Заказчиком путем установления дополнительных требований к указанным товарам, которые не предусмотрены КТРУ. В качестве обоснования установления дополнительных требований Заказчиком в составе извещения приведено обоснование необходимости включения в описание объекта закупки дополнительных требований.
При этом, Комиссия УФАС не находит основания для того, чтобы считать указанное обоснование надлежащим, поскольку приведенное Заказчиком обоснование носит формальный характер, и не содержит сведений, позволяющих определить объективную потребность Заказчика в той или иной дополнительной характеристике описанного Заказчиком товара.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой части Заказчиком нарушен порядок использования сведений, содержащихся в КТРУ при описании объекта закупки, путем установления непредусмотренных каталогом требований, что является нарушением ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечет, что описание объекта закупки, содержащееся в составе печатной формы извещения, размещенной в ЕИС, не соответствует описанию объекта закупки, приложенном к извещению, в частности, в печатной форме Заказчиком в отношении каждой позиции указан код ОКДП2, в то время, как в приложении к извещению Заказчиком указан код КТРУ. Указанное несоответствие информации, содержащейся в составе извещения в ЕИС в отношении рассматриваемой закупки, свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, в силу которой информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
2. Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Комиссия УФАС констатирует, что поскольку начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки превышает вышеприведенные значения, Заказчик при формировании лота закупки был обязан руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620.
В свою очередь, исходя из информации, размещенной в КТРУ в отношении закупаемых Заказчиком медицинских изделий, все товарные позиции, включенные Заказчиком в объект закупки, относятся к медицинским изделиям одного вида (Код 150130 "Рулон марлевый тканый, нестерильный") в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения норм Закона о контрактной системе при формировании лота закупки.
Учитывая изложенное, в указанной части довод Заявителя является необоснованным.
3. В своей жалобе Заявитель также указывает на наличие в составе описания объекта закупки взаимоисключающих требований к виду марли бинта, что также не соответствует требованиям ГОСТ.
Вместе с тем, Комиссия УФАС не может согласиться с указанным доводом Заявителя, поскольку при описании закупаемых товаров Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: Марля бинта должна быть - хлопчатобумажная; смешанная.
При этом, согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, Заказчиком установлено условие, в силу которого, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений (в том числе указанных с использованием символов : "менее", "более", "не менее", не более", ">", "<", "не >", "не <", "от", "_", "до", "-", "?", "?" установленных в рамках данной инструкции), указанных через данные символ, союз. Например, установлено требование: "более 5; не нормируется", участник закупки указывает значение больше 5 (например "6") либо указывает "не нормируется".
Таким образом, с учетом вышеприведенного положения инструкции по приведенному показателю участнику закупки необходимо было указать одно из перечисленных через знак ";" значений.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит в указанном описании объекта закупки взаимоисключающих требований, а, следовательно, довод Заявителя в данной части является необоснованным.
4. Комиссия УФАС также констатирует, что не располагает доказательствами о том, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя, а также на результаты закупки. Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Госпитальные поставки" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 октября 2023 г. N 44-4191/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023