Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 25945-ЭП/23 от 12.10.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по сносу аварийного расселенного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Запорожская, д.27, корп. 1, литера В (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004723000235. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 900 460, 63 рублей.
В жалобе ИП Тожибаев З.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по критерию квалификация участника закупки:
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
40 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной п.20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Количество баллов, присуждаемых по детализирующему показателю определяется по формуле:
где: Хi - значение общей цены исполненных участником закупки договоров, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", руб.; - предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, которое равно сто миллионов рублей. - предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, которое равно пятьдесят миллионов рублей.
Если установлены предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Предельно максимальное значение характеристики квалификации участников закупки установлено заказчиком в целях оценки наличия у участника закупки аналогичного опыта по выполнению работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); работ по договорам строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства за последние 5 лет и рассчитано путем суммирования всех заключенных заказчиком контрактов на оказание услуг по сносу за 5 лет. |
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что предъявление условия о предельной минимальной и максимальной общей стоимости исполненных контрактов (договоров) в объёме, несоизмеримым с начальной (максимальной) ценой контракта, является необоснованным, поскольку оно установлено Заказчиком без какой-либо взаимосвязи с начальной (максимальной) ценой контракта и фактическим объемом работ, предусмотренным проектно-сметной документацией, размещенной совместно с извещением о закупке, что в значительной степени создает существенные и необоснованные преимущества только для участников закупки, имеющих опыт выполнения работ в объеме, значительно превышающем объем закупаемых работ.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В силу п. 31 Правил, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Из извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
2 |
3 |
Детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" |
По детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: оценивается общая цена заключенных и исполненных договоров. Для подтверждения участник конкурса предоставляет перечень исполненных участником закупки договоров, содержащий следующие сведения: реквизиты контракта (договора) (дата и номер); информация о заказчике (наименование заказчика и его ИНН); предмет контракта (договора); стоимость по контракту (договору), в рублях; наименование исполнителя (с учетом правопреемственности); реестровый номер контракта (договора) (при наличии). Сведения, указанные в перечне, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок); к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ; к оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в случае если проектная документация является приложением к таким документам, то к оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена такая проектная документация). В случае предоставления договора субподряда, заключенного на работы, выполняемые по контракту заключенному и исполненному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в состав заявки участника необходимо предоставить копии документов по таким контрактам. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае непредставления подтверждающего документа (ов), такие сведения учитываться не будут. Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, являются работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). К оценке принимаются исключительно исполненные договора (договор), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). |
Детализирующий показатель "Общее количество исполненных участником закупки договоров" |
По детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: оценивается общее количество заключенных и исполненных договоров. Для подтверждения участник конкурса предоставляет перечень исполненных участником закупки договоров, содержащий следующие сведения: реквизиты контракта (договора) (дата и номер); информация о заказчике (наименование заказчика и его ИНН); предмет контракта (договора); стоимость по контракту (договору), в рублях; наименование исполнителя (с учетом правопреемственности); реестровый номер контракта (договора) (при наличии). Сведения, указанные в перечне, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок); к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ; к оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в случае если проектная документация является приложением к таким документам, то к оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена такая проектная документация). В случае предоставления договора субподряда, заключенного на работы, выполняемые по контракту заключенному и исполненному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в состав заявки участника необходимо предоставить копии документов по таким контрактам. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае непредставления подтверждающего документа (ов), такие сведения учитываться не будут. Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, являются работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). К оценке принимаются исключительно исполненные договора (договор), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). |
Детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" |
По детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" заказчиком установлен следующий порядок определения баллов: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Для подтверждения участник конкурса предоставляет перечень исполненных участником закупки договоров, содержащий следующие сведения: реквизиты контракта (договора) (дата и номер); информация о заказчике (наименование заказчика и его ИНН); предмет контракта (договора); стоимость по контракту (договору), в рублях; наименование исполнителя (с учетом правопреемственности); реестровый номер контракта (договора) (при наличии). Сведения, указанные в перечне, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок); к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ; к оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в случае если проектная документация является приложением к таким документам, то к оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена такая проектная документация). В случае предоставления договора субподряда, заключенного на работы, выполняемые по контракту заключенному и исполненному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в состав заявки участника необходимо предоставить копии документов по таким контрактам. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае непредставления подтверждающего документа (ов), такие сведения учитываться не будут. Предметом договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, являются работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). К оценке принимаются исключительно исполненные договора (договор), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). |
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что объектом закупки, согласно извещению, является выполнение работ по сносу объекта капитального строительства.
Следовательно, в рассматриваемом случае при установлении порядка оценки заявок Заказчик был обязан руководствоваться требованиями п. 31 Положения, вместе с тем, Заказчик пренебрег указанным положением, исключив контракты по капитальному ремонту, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что не допустимо в силу прямого указания п. 31 Правил.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное нарушение повлияло на его права и законные интересы.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 октября 2023 г. N 44-4193/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2023