Резолютивная часть оглашена
16.10.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу ООО "ЭКОДОМ" (далее - Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: Оказание услуг по приготовлению диетического лечебного питания для нужд ГБУЗ СО СГБ N10 в 2024 г. (извещение N0142200001323020624, начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000,00 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалобы:
1.Заказчиком неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров, противоречащий пункту 28 Постановления Правительства РФ N2604, в котором установлено требование, что Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2.Заказчиком в извещении не установлено предельное максимальное количественное значение по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", что приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку в отношении действий Заказчика, выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, привлечь виновных лиц к административной ответственности.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа в удовлетворении жалобы просили отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколы, заявки участников и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
По первому доводу.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Абзацем 2 подпункта "в" пункта 28 Положения определено, что порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, являющимся приложением N1 к Положению, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подпунктом "д" пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), установлено что при оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" квалификационного критерия к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Согласно разделу II Порядка рассмотрения и оценки заявок, по не стоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" заказчик использует показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанной с предметом контракта" и детализирующий показатель оценки: "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Таким образом, указав в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, требование о том, что к оценке принимаются контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) диетического лечебного питания, Заказчик, Уполномоченный орган установили тем самым условие о подтверждении наличия опыта у участника закупки контрактами (договорами) с определённой инфраструктурной принадлежностью.
Исходя из вышесказанного, довод жалобы признается обоснованным.
Выявленные в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результаты закупки (подано 4 заявки, все соответствуют требованиям извещения), предписание о внесении изменений в извещение не выдается.
По второму доводу.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует, из Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлен в том числе следующий критерий и показатели оценки заявок на участие в закупке:
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
Квалификация участников закупки |
60 |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
100 |
Оценка заявок осуществляется в соответствии с п. 20, п. 21 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ". Лучшим является наибольшее значение наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров. Значение количества баллов рассчитывается по формуле: БХi =(Xi-Xmin) где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке. |
Комиссия отмечает, что формулы, установленные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку заявок с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим. Положением не установлено требование или особенность ограничительного характера при выборе формулы для расчета количества балов.
Также, Комиссия обращает внимание, Постановление Правительства N2604 не обязывает Заказчика устанавливать требования к предельно минимальному и (или) предельно максимальному значениям показателей. В извещении может быть установлено требование как к одному из вышеуказанных показателей, к обоим из них одновременно, или не установлено вовсе, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения, в том числе устанавливает предусмотренные формулами предельные значения показателей, при условии, что такие требования не влекут ограничение количества участников закупки.
На участие в конкурсе подано 4 заявки, все участники признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Запросов разъяснения положений извещения от участников Закупки не поступало.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Довод ООО "ЭКОДОМ" признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 28 Постановления Правительства РФ N2604.
3. Передать материалы жалоб уполномоченному лицу Самарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного дела по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 октября 2023 г. N 473-15182-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2023