Резолютивная часть оглашена
17.10.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГКУ СО "Управляющий центр занятости населения" (далее - Заказчик, ГКУ СО УЦЗН) о включении сведений об ООО НИИ "Межрегиональный центр по делам детей" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда для государственного казенного учреждения Самарской области "Управляющий центр занятости населения" (извещение N 0142200001323009963, начальная (максимальная) цена контракта - 456 044,40 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Уполномоченного органа с надлежаще оформленными полномочиями, Общество извещено, к ВКС не подключилось,
УСТАНОВИЛА:
17.05.2023 между Обществом и ГКУ СО УЦЗН по результатам электронного аукциона N0142200001323009963 заключен государственный контракт N05-17-2/06 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта предметом контракта является оказание услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что перечень, объем, характеристика (описание), порядок оказания, стоимость услуг указываются в техническом задании.
В соответствии с пунктом 6.2.1 Контракта, исполнитель по государственному контракту обязан оказать услуги в соответствии с принятыми на себя обязательствами.
Срок оказания услуг, согласно Техническому заданию (приложение N 1 к Контракту), с даты заключения контракта по 08.12.2023.
Согласно пояснениям Общества: "26.06.2023 в адрес исполнителя от заказчика поступил запрос с просьбой предоставить программы групповых тренингов по социальной адаптации безработных граждан, а также тексты рабочих тетрадей и пособий-брошюр.
В соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью государственного контракта, содержание, текст и макет методических материалов разрабатываются исполнителем и согласовываются заказчиком. При этом срок разработки соответствующих материалов техническим заданием не установлен.
В запросе NМТЗМ-13/1096-исх от 26.06.2023 заказчик самостоятельно и произвольно определил срок начала проведения тренингов (вторая половина июля 2023 г.), а также количество предполагаемых к проведению тренингов (29 тренингов), что противоречит условиям государственного контракта и порядка оказания услуг, установленного техническим заданием.
Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с техническим заданием, срок оказания услуг рассчитывается с даты заключения государственного контракта по 08.12.2023, исполнитель вправе инициировать и представить для согласования заказчику соответствующие материалы в любой период указанного срока.
Исходя из вышеизложенного, письмом N6489 от 11.07.2023 исполнитель проинформировал заказчика о том, что программа занятий (тренингов), график проведения занятий (тренингов), а также места проведения тренингов, будут представлены заказчику для утверждения (согласования) после завершения всех организационно-методических приготовлений.
Однако, 22.09.2023 в адрес исполнителя поступила заявка заказчика (исх.N МТМЗ-13/1660 от 19.09.2023), в соответствии с которой исполнителю надлежит приступить к исполнению Контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней.
Поскольку, условиями государственного контракта не предусмотрено произвольное установление заказчиком сроков исполнения мероприятий, их исполнение в отсутствие завершенных организационно-методических приготовлений, приведет к снижению качества оказанных услуг, исполнитель принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, о чем заказчик был проинформирован в установленном порядке соответствующим решением исполнителя (исх.N6785 от 29.09.2023)".
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что "В ответ на письмо Заказчика от 26.06.2023 Исполнитель 11.07.2023 направил письмо о предоставлении всей необходимой документации после завершения всех организационно-методических приготовлений. При этом срок окончания приготовлений указан не был.
14.08.2023 в адрес Исполнителя было направлено письмо NМТЗМ13/1275 с просьбой указать срок завершения организационно-методических приготовлений. Ответ на данное письмо не был получен.
19.09.2023 в адрес Исполнителя было направлено письмо NМТЗМ13/1660 в котором Заказчик сообщил о том, что им сформированы группы для проведения тренингов, на что Исполнитель, не воспользовавшись пунктом 9.1 контракта, в соответствии с которым все возникающие споры и разногласия Стороны стремятся решать путем переговоров, направил уведомление об одностороннем расторжении контракта".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Общество, подавая заявку на участие в аукционе и подписывая в дальнейшем контракт, согласилось на оказание услуг на условиях, определенных извещением о закупке. Положения извещения в установленном порядке Общество не обжаловало, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавало.
Следует отметить, что в период с даты заключения контракта до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (более 4 месяцев) Общество к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, не приступило.
Доказательств обратного в антимонопольный орган не представлено.
Учитывая изложенное, доводы Общества о том, что Заказчиком допущены существенные нарушения условий контракта при направлении письма о необходимости начать оказание услуг Обществом не позднее 26.09.2023, нельзя признать обоснованными, поскольку Заказчик действовал в рамках заключенного контракта и исключительно в целях получения результата, на который он рассчитывал, осуществляя закупку.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Исполнителя выразилась в неправомерном отказе от исполнения контракта, что лишило заказчика возможности получения искомого результата.
Следует отметить, что ЕИС содержит запись о нахождении Общества в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО НИИ "Межрегиональный центр по делам детей"; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица:, учредителе общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО НИИ "Межрегиональный центр по делам детей", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 октября 2023 г. N РНП-63-254
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2023