На основании Уведомления о проведении внеплановой проверки N 9848/23 от 27.09.2023 г. в связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 13396-ЭП/23 от 07.09.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) МАУ ДО ДЮЦ "Каскад" (далее - Заказчик) Единой комиссией МАУ ДО ДЮЦ "Каскад" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы" (проект 81080 рег. N 225040) (изв. N 0356300250523000001).
Продолжительность проверки: с 28.09.2023 г. по 11.10.2023 г.
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы" (проект 81080 рег. N 225040) (изв. N 0356300250523000001).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0356300250523000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы" (проект 81080 рег. N 225040).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и приложением к нему:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.08.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 17 556 206,40 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.08.2023 г.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно п. 1.1.1 Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов, утверждённых приказом федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" от 09.09.2015 N 36-п (далее - ПТНП), Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (далее - Правила) на основании и в развитие норм Положения о классификации и об освидетельствовании судов (далее - Положение о классификации) устанавливают формы, порядок, методы и объем технического наблюдения, осуществляемого Российским Классификационным Обществом в целях проверки выполнения требований Правил классификации и постройки судов (далее - ПКПС) и Правил предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (далее - ППЗС).
В соответствии с п. 2.8.1 ПТНП, Российское Классификационное Общество проводит признание организаций, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и переоборудование судов, изготовление и ремонт изделий, изготовление материалов, предназначенных для установки на судах, организаций, выполняющих работы, результаты которых используются Российским Классификационным Обществом при осуществлении классификации, а также испытательных лабораторий, проводящих испытания, требуемые при постройке судов и изготовлении материалов и изделий.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Как было указано ранее, дата окончание срока подачи заявок - 18.08.2023 г.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от NИЭА1 был сформирован Заказчиком 21.08.2023 г., то есть с соблюдением установленных п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках сроков.
Согласно извещению, объектом закупки является: выполнение работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы" (проект 81080 рег. N 225040), код ОКПД2 - 33.15.10.000.
Описание объекта закупки содержится в приложении Техническое задание и содержит, в том числе, положения об основаниях производства работ:
- Ведомость объемов работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы";
- Техническая документация по модернизации отделки внутренних помещений на теплоходе "Юнга Камы", согласованная с Российским Классификационным Обществом.
В соответствии с положениями п. 9 Технического задания, организация - подрядчик должна иметь свидетельство о признании Российским Классификационным Обществом на модернизацию и ремонт судов.
Приложение N 1 к Техническому заданию содержит ведомость объёмов работ, которое содержит сведения об этапах производства работ:
1 этап: выполнение работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы" (пр. 81080, рег.N 225040);
2 этап: выполнение работ по модернизации оборудования и изоляции внутренних помещений теплохода "Юнга Камы" (пр. 81080, рег.N 225040).
Согласно п. 1.13 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (далее - Требования), участник должен иметь и представить в составе заявки действующее Свидетельство о признании Российским Классификационным Обществом (Российского Речного Регистра).
В соответствии с п. 3.1.6 Проекта контракта (приложение к извещению), подрядчик выполняет работы лично. Подрядчик вправе привлечь к выполнению отдельных работ субподрядчиков только в случае, если выполнение данных работ требует наличие специального разрешения (лицензии) для их выполнения, отсутствующего у Подрядчика. Не допускать привлечения иностранных рабочих без соответствующей регистрации и без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, когда такие обязанности установлены действующим Законодательством РФ.
В результате анализа заявок участников закупки установлено следующее.
Так в составе заявки участника ООО "Колхида" (идентификационный номер заявки - 99), содержится Свидетельство о признании N 041359, выданное ООО "Пенейсервис" (окончание действия 02.12.2024 г.), которое не является участником рассматриваемой закупки.
Вместе с тем, в нарушение п. 1.13 Требований, в составе заявки N 99 отсутствует действующее Свидетельство о признании Российским Классификационным Обществом (Российского Речного Регистра) в отношении ООО "Колхида" - участника закупки изв. N 0356300250523000001.
Комиссия отмечает, что предусмотренная приложениями к извещению возможность выполнения работ с привлечением субподрядчика не освобождает участника закупки от предоставления информации и документов, подтверждающих его соответствия п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.
Не обходимо отметить также, что Заказчиком в адрес Комиссии было представлено письмо Камского филиала Российского Классификационного Общества от 29.09.2023 г. N КФ-23.2-1153, в соответствии с которым, выполнение работ на судне при ремонте, модернизации и переоборудование осуществляется специалистами организации имеющей Свидетельство о признании (п. 22 Положения о классификации и об освидетельствования судов), удостоверяющее, что организация выполняет работы в соответствии с требованием Правил (п. 2.8.1 ПТНП). Все работы по техническому наблюдению экспертами Российского Классификационного Общества выполняются по заявкам и на основании договоров с организацией, имеющей Свидетельство о признании осуществляющими ремонт, модернизацию и переоборудование (п. 2.1.2 ПТНП).
При этом установлено, что положения извещения N 0356300250523000001 не обжаловались, запросов на разъяснения положений извещения подано также не было.
На основании указанного, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках установлено не было.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356300250523000001, Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках, а также требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Иных требований к участникам закупки не установлено.
Вместе с тем, ввиду того, что положениями ПТНП, установлено требование о признании Российским Классификационным Обществом организации, осуществляющей деятельность по технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов, Заказчику надлежало установить соответствующие дополнительные требования к участникам закупки с указанием видов деятельности, необходимых для выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Комиссия отмечает, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а, следовательно, обстоятельство установления в п. 9 Технического задания требований к подрядчику о признании Российским Классификационным Обществом на модернизацию и ремонт судов не отвечает требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика неверно установившего требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика имеется нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
2. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
3. Передать материалы настоящей внеплановой проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 октября 2022 г. N 213 (ключевые темы: участники закупок - ценовые предложения - наблюдение - техническое задание - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023