Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей КОГБУ "Транспортный комитет Кировской области", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Система", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
08.10.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Система" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУ "Транспортный комитет Кировской области" при проведении электронного аукциона на поставку аппаратно-программных комплексов фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи с их монтажом и настройкой (извещение N 0340200003323013825).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком установлен недостаточный срок выполнения работ с учетом согласования проектов организации дорожного движения. Заказчик в техническом задании ссылается на недействующий нормативный акт. В техническом задании установлены требования совокупности, которым соответствует товар одного конкретного производителя ООО "Симикон". Требования Заказчика к монтажу товара без указания количества необходимых источников питания ограничивают круг потенциальных участников закупки.
Представители Заказчика подтвердили письменные пояснения, сообщили, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик обязывает уложиться в срок 12 календарных дней именно по разработке ПОДД, а не по его согласованию. О согласовании данного ПОДД идет речь в пункте 1.1.5. Технического задания, который указывает лишь на то, с кем должен быть согласован ПОДД и кем утвержден, сроков согласования не указано. Соответственно, Поставщик вправе согласовывать ПОДД (после его разработки) до начала мероприятий по введению комплексов в эксплуатацию срок "не более 30 дней" предполагает и раннее согласование проектов дорожного движения, но не более 30 дней. Ссылка на нормативно-правовой акт, который утратил силу, не меняет смысл указанного требования Заказчика и не является препятствием к осуществлению данного требования со стороны Поставщика и его реализации. Главным требованием данного пункта является то, что результатом выполнения мероприятий по монтажу и наладке товара со стороны Поставщика является Распоряжение УГИБДД УМВД России по Кировской области об осуществлении круглосуточного контроля за дорожным движением с использованием КФВФ. Заявленным в ТЗ требованиям по степени мобильности удовлетворяют как минимум 3 комплекса ФВФ разных производителей ("Кордон Про - М", "Оракул - Инсайт", "Орлан 3.0"). В Техническом задании Заказчик прямо указал количество комплектов альтернативных источников питания, которые должны снабжать электропитанием комплексы фотовидеофиксации. Заказчик не может спрогнозировать потребляемую мощность предполагаемого к поставке оборудования и соответственно не может указать количество источников питания и опор для размещения всего предполагаемого к поставке оборудования, а также предполагаемых к поставке альтернативных источников питания. Просят признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 12.10.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Заявитель явку не обеспечил, дополнений не представил.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.09.2023 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323013825 о проведении электронного аукциона на поставку аппаратно-программных комплексов фото-видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи с их монтажом и настройкой. Начальная (максимальная) цена контракта - 32 740 000,00 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Относительно первого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 10 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-443) проекты организации дорожного движения должны быть рассмотрены в срок не более 30 (тридцати) дней со дня поступления таких проектов на согласование.
В соответствии с п. 1.1.3. Технического задания не позднее 5 календарных дней с даты подписания контракта Поставщик разрабатывает проект организации дорожного движения (далее - ПОДД) на период монтажа и настройки КФВФ (в соответствии с п.2 ст. 18 ФЗ N 443), проект должен быть согласован с собственником дороги и Заказчиком.
В силу п. 1.1.4. Технического задания не позднее 12 календарных дней с даты подписания контракта разработать проект внесения изменений в разработанный ранее ПОДД (при наличии). Разработка ПОДД выполняется в соответствии с Приказом N274 от 30.07.2020 г. Министерства транспорта Российской Федерации и составляет три экземпляра.
Согласно п. 1.1.5. Технического задания после разработки ПОДД с внесенными изменениями Поставщик в соответствии с постановлением правительства Кировской области от 01.02.2021 N 50-П осуществляет согласование ПОДД с УГИБДД УМВД России по Кировской области, после чего направляет согласованные ПОДД на утверждение собственнику дороги.
В Законе о контрактной системе не установлены правила формирования сроков выполнения работ - Заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Заявителем не предоставлено документов и сведений, указывающих на тот факт, что в установленные в извещении сроки, невозможно согласовать ПОДД с УГИБДД УМВД России по Кировской области.
Довод жалобы не обоснован.
Относительно второго довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно п. 3.24. Технического задания результатом выполнения мероприятий по монтажу и наладке товара со стороны Поставщика является Распоряжение УГИБДД УМВД России по Кировской области об осуществлении круглосуточного контроля за дорожным движением с использованием КФВФ на основании Приказа N 664 МВД России от 23.08.2017 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения".
Между тем, "Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" утратил силу с 10.07.2023 г. в связи с изданием Приказа МВД России от 02.05.2023 N 263.
Таким образом, Извещение о проведении закупки не соответствует требованиям ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в рассматриваемой закупке поданы 4 заявки, выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
Относительно третьего довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке товар, в том числе, со следующими характеристиками:
- по позиции 1 - "Режимы, связанные со степенью мобильности Стационарный, Передвижный (при дооснащении отдельно приобретаемым монтажно-эксплуатационным комплектом)", "Способ измерения скорости движения ТС Комбинированный (измеряющий мгновенную скорость ТС и вычисляющий среднюю скорость ТС (при объединении КФВФ (фоторадарных блоков) в единую измерительную систему с Тип 2 или Тип1)";
по позиции 2 - "Режимы, связанные со степенью мобильности Стационарные, Передвижные (при дооснащении отдельно приобретаемым монтажно-эксплуатационным комплектом), Мобильные".
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003323013825 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, руководствуясь Правилами использования КТРУ, Заказчиком осуществлено описание закупаемого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, предусматривающей самостоятельное установление требуемых характеристик закупаемого товара.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, согласно которым в соответствии с условиями, установленными в извещении, предложены к поставке товары разных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно четвертого довода Комиссия Кировского УФАС России, сообщает следующее.
Согласно п. 1.1.6. Технического задания Поставщик после согласования с Заказчиком технических решений проводит следующие мероприятия:
При наличии опор на рубеже контроля, производит согласование с собственниками указанного имущества для размещения оборудования.
При отсутствии опор для размещения оборудования на рубеже контроля, выполняет следующие мероприятия по установке опор:
разработка документации по установке опор;
согласование размещения опор с собственником автодороги и другими заинтересованными лицами;
организация безопасного проведения всех необходимых мероприятий при установке опор.
При рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что в опубликованных ответах на запросы разъяснений извещения (исх. N 789 от 05.10.2023 и исх. N 791 от 04.10.2023) даны разъяснения касательно источников электропитания с адресной привязкой к рубежам контроля. Количество опор определяется Поставщиком после осмотра рубежей контроля (с согласованием с Заказчиком) согласно п. 1.1.1. Технического задания к контракту. В данном пункте Технического задания обследование мест установки КФВФ фотовидеофиксации на предмет наличия имеющихся опор для установки КФВФ является обязанностью Поставщика и входит в предмет закупки и является частью мероприятий по монтажу камер. Потенциальный участник вправе провести расчет перед подачей заявки и отталкиваться от характеристик того товара, который он готов предложить к поставке.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, запросы о даче разъяснений положений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме со стороны Заявителя в адрес Заказчика не направлялись.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Представитель Заявителя жалобы на заседание Комиссии не явился и не представил документы и сведения о том, что обжалуемые положения извещения каким-либо образом нарушают права и законные интересы как самого подателя жалобы, так и иных участников закупки.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Система" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Обязать Заказчика представить в срок до 27.10.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию относительно должностного лица, ответственного за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Обязать Заказчика обеспечить уведомление ответственного должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица назначается на 03.11.2023 г. в 09 час. 30 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 октября 2023 г. N 043/06/106-1078/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023