Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Областного государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий пожарной безопасности Магаданской области" (далее - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области", Заказчик), представителей Общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (далее - ООО "Мегаполис", Поставщик), извещенных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ООО "Мегаполис", в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 0347200004223000006_52244 от 06.03.2023 (реестровый номер контракта 2490901239223000014), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка электрохимических генераторов EFOY Pro2400 (или эквивалент)" (реестровый номер 0347200004223000006).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 09.02.2023 Заказчиком - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка электрохимических генераторов EFOY Pro2400 (или эквивалент)" (реестровый номер 0347200004223000006).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 100 000,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 17.02.2023 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 17.02.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 21.02.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.02.2023 NЦПА1 на участие в закупке было подано 2 заявки участников, с идентификационными номерами 1 и 2. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 NИЭА1 обе заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения, победителем признан участник с идентификационным номером 1 (ООО "Мегаполис"), сделавший наименьшее предложение о цене контракта.
06.03.2023 между Заказчиком - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области" и ООО "Мегаполис" заключен государственный контракт N 0347200004223000006_52244 (реестровый номер контракта 2490901239223000014) на поставку электрохимических генераторов EFOY Pro2400 (далее - Контракт). Цена контракта составила 8 059 500,00 рублей.
25.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного контракта, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств по Контракту.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 10.7, 10.8 Контракта односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта допускается в случае нарушения Поставщиком существенных условий Контракта, в т. ч.:
- в случае не поставки товара в оговоренные Контрактом сроки;
- в случае отказа Поставщика от исполнения обязательств по Контракту;
- если по результатам экспертизы поставленного товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе 25.09.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 25.09.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Мегаполис" об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 25.09.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 06.10.2023.
Дата расторжения Контракта, установленная Заказчиком в ЕИС - 06.10.2023.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 06.10.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 10.10.2023, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из представленных материалов, основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта является неисполнение ООО "Мегаполис" обязательств по Контракту, а именно не поставка товара в установленный Контрактом срок.
Вместе с тем, пунктами 1.1, 1.2, 3.1, 4.1.4 Контракта установлено следующее:
- Поставщик обязуется поставить электрохимические генераторы EFOY Pro2400 (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
- Наименование, цена, количество поставляемого Товара указаны в Приложении N1 к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта;
- Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Магаданская область, г. Магадан, пр-т Карла Маркса, д. 1 (далее - место доставки), в течение 180 календарных дней с даты заключения Контракта. Качество Товара должно соответствовать техническому заданию (Приложение N2 к Контракту);
- Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (вх. N 3896/23 от 11.10.2023), в соответствии с условиями Контракта (пункт 3.1) Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: Магаданская область, г Магаданская область, г. Магадан, пр-т Карла Маркса, д. 1, в течение 180 календарных дней с даты заключения Контракта, т.е. по 02 сентября 2023 года включительно.
По состоянию на 25.09.2023 (дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) обязательства по Контракту ООО "Мегаполис" не исполнены. Требования Заказчика произвести поставку в кратчайший срок, предоставить ответ на претензию (исх. N 1989/112-05 от 22.09.2023) в течение 14 дней, Поставщиком не выполнены.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, на основании пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
На основании изложенного, рассмотрев документы, представленные в дело, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Согласно представленным в материалы дела документам (переписка Сторон), в период срока исполнения Контракта Поставщик проинформировал Заказчика о том, что, по данным производителя требуемого к поставке товара, электрохимические генераторы модели EFOY Pro2400 сняты с производства в 2022 году. Во избежание неисполнения обязательств по Контракту, Поставщиком был закуплен товар 2022 года выпуска, соответствующий всем техническим характеристикам требуемого к поставке товара, в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N 1 от 16.08.2023) о согласовании поставки, после проведения экспертизы данного товара в специализированном центре, имеющем соответствующую лицензию для подтверждения качества и работоспособности таких изделий (ООО "Техсервис"). В соответствии с представленной перепиской, с 11.08.2023 - 15.08.2023, в г. Санкт-Петербург была организована встреча с представителем Заказчика для представления предлагаемого к поставке товара, подтверждения соответствия данного товара всем необходимым стандартам и требованиям, установленным в Контракте. Также, Поставщиком была предложена к поставке модель электрохимических генераторов EFOY Pro2400 Duo 2023 года выпуска, отличающаяся по техническим и эксплуатационным характеристикам лишь наличием двух отдельных каналов для подключения топливных картриджей.
Письмом от 24.08.2023 N 1774-112/05, Заказчиком было согласовано проведение экспертизы товара, по результатам которой будет рассмотрен вопрос о возможности поставки предлагаемых электрохимических генераторов. Вместе с тем, согласно пояснениям ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области", данное письмо было ошибочно направлено, посредством электронной почты, иному юридическому лицу (ООО "Проектно-конструкторское бюро "Мегаполис" г. Омска, ИНН 5507246177).
22.09.2023 (исх. N 1989/112/05) Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия с требованием исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, в кратчайший срок, предоставить ответ на претензию в течение 14 дней.
25.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В письме от 02.10.2023 N 2049-112/05 (на исх. N 28 от 29.09.2023 - ответ Поставщика на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта), Заказчик указывает, что, во исполнение требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Контракт заключен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки (ООО "Мегаполис"). В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом о контрактной системе к существенным условиям государственных контрактов, в том числе, относится предмет контракта (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Год изготовления поставляемого товара является существенным условием, поскольку входит в предмет контракта. Данное условие считается согласованным между сторонами самим фактом подачи участником закупки заявки на участие в аукционе. Замена товара допускается при согласовании с Заказчиком и условии, что качественные, технические и функциональные характеристики товара будут улучшены по сравнению с заявленными (часть 7 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно Техническому заданию (приложение N 2 к Контракту), к поставке требуются электрохимические генераторы модели EFOY Рro2400, изготовленные не ранее 2023 года. Предложенные Поставщиком условия о поставке товара 2022 года выпуска, ухудшают установленные Контрактом требования, предъявляемые к объекту закупки. Согласно техническим данным электрохимических генераторов EFOY Рro, гарантийный срок эксплуатации товара составляет 4500 работо-часов или 24 месяца (в зависимости от того, что наступит раньше), при этом, номинальная мощность снижается при накоплении отработанных часов, диапазон мощности по спецификации действителен в период гарантии. Таким образом, поставка товара 2022 года выпуска не отвечает техническим требованиям к товару, условиям Контракта, интересам Магаданской области, для обеспечения нужд которой заключен данный Контракт, ввиду неэффективного расходования бюджетных средств на приобретение товара по цене, превышающей его рыночную стоимость, которая зависит от года выпуска.
Оценив представленную документацию, обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия приходит к следующему.
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия Магаданского УФАС России установила, что Поставщиком предпринимались все возможные меры по добросовестному исполнению обязательств по Контракту, причиной не поставки явилось снятие с производства в 2023 году электрохимических генераторов модели EFOY Рro2400, в целях урегулирования сложившихся обстоятельств, Поставщиком были предложены модели эквивалентного товара.
Такая мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Мегаполис" и его директоре сроком на два года несоразмерна характеру совершенных Поставщиком нарушений условий Контракта.
Включение сведений об ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков влечет для Общества значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.
На основании изложенного, оценив представленные документы, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что установленные обстоятельства не могут свидетельствовать о безусловных недобросовестных действиях Поставщика, Обществом предприняты действия, подтверждающие намерения исполнить обязательств по Контракту.
Таким образом, основания для включения сведений об ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Областным государственным казенным учреждением "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий пожарной безопасности Магаданской области" об участнике закупки - ООО "Мегаполис" (ИНН/КПП 7802592594/784201001, ОГРН 1167847351033, юридический адрес: ул. Александра Невского, д. 3, Литера А, помещ. 9-Н, офис 12.1, г. Санкт-Петербург, 191167), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка электрохимических генераторов EFOY Pro 2400 (или эквивалент)" (реестровый номер 0347200004223000006) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 16 октября 2023 г. N 049/10/104-214/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023