Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Областного государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий пожарной безопасности Магаданской области" (далее - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области", Заказчик), при участии представителя индивидуального предпринимателя В<_> (далее - ИП В<_>, Поставщик) С<_> (дов. N 1 от 13.10.2023), извещенных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП В<_>, в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 0347200004223000008_52244 от 06.03.2023 (реестровый номер контракта 2490901239223000015), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка рюкзаков тактических в целях формирования запаса материальных средств для обеспечения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации" (реестровый номер 0347200004223000008).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 10.02.2023 Заказчиком - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка рюкзаков тактических в целях формирования запаса материальных средств для обеспечения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации" (реестровый номер 0347200004223000008).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 650 000,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 20.02.2023 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 20.02.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.02.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 20.02.2023 NЦПА1 на участие в закупке было подано 14 заявок участников, с соответствующими идентификационными номерами. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 63,95%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2023 NИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения, победителем признан участник с идентификационным номером 4 (ИП В<_>), сделавший наименьшее предложение о цене контракта.
06.03.2023 между Заказчиком - ОГКУ "ПСЦ ГО ЗНТиПБ Магаданской области" и ИП В<_> заключен государственный контракт N 0347200004223000008_52244 от 06.03.2023 (реестровый номер контракта 2490901239223000015) на поставку рюкзаков тактических в целях формирования запаса материальных средств для обеспечения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации (далее - Контракт). Цена контракта составила 594 750,00 рублей.
25.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного контракта, в связи с неисполнением Поставщиком обязательств по Контракту.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 10.7, 10.8 Контракта односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта допускается в случае нарушения Поставщиком существенных условий Контракта, в т. ч.:
- в случае не поставки товара в оговоренные Контрактом сроки;
- в случае отказа Поставщика от исполнения обязательств по Контракту;
- если по результатам экспертизы поставленного товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе 25.09.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 25.09.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП В<_> об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 25.09.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 06.10.2023.
Дата расторжения Контракта, установленная Заказчиком в ЕИС - 06.10.2023.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 06.10.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ИП В<_> в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 10.10.2023, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из представленных материалов, основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта является неисполнение ИП В<_> обязательств по Контракту, а именно не поставка товара в установленный Контрактом срок.
Вместе с тем, пунктами 1.1, 1.2, 3.1, 4.1.4 Контракта установлено следующее:
- Поставщик обязуется поставить рюкзаки тактические в целях формирования запаса материальных средств для обеспечения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
- Наименование, цена, количество поставляемого Товара указаны в Приложении N1 к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта;
- Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Садовая, д. 1 (19 км основной трассы), в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта. Качество Товара должно соответствовать техническому заданию (Приложение N2 к Контракту);
- Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (вх. N 3897/23 от 11.10.2023), в соответствии с условиями Контракта (пункт 3.1) Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: Магаданская область, г. Магадан, ул. Садовая, д. 1 (19 км основной трассы), в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта, т.е. по 05 мая 2023 года включительно.
По состоянию на 25.09.2023 (дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) обязательства по Контракту ИП В<_> не исполнены. Требования Заказчика исполнить взятые на себя обязательства, предусмотренные Контрактом, в кратчайший срок, предоставить ответ на претензию (исх. N 1030-112/05 от 16.05.2023) в течение 14 дней, Поставщиком не выполнены.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, на основании пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Рассмотрев документы, представленные в дело, заслушав пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
В силу пункта 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ИП В<_> в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Согласно Акту приемки материалов (материальных ценностей) от 10.05.2023, приемочной комиссией Заказчика выявлены несоответствия поставленного товара требованиям Контракта (технического задания), а именно:
- отсутствие дополнительного крепления грудной перемычкой и поясом с возможностью регулирования длины, и пряжкой;
- отсутствие второго отделения;
- отсутствие камуфляжного окраса.
На основании выявленных несоответствий, в приемке товара было отказано. В срок до 16.05.2023 Поставщику надлежало согласовать информацию о замене поставленного товара, на товар, соответствующий условиям Контракта (исх. N 1000-112/05 от 12.05.2023).
В письмах от 14.06.2023 исх. N 14-06-1, от 28.07.2023 исх. N 28-07-1 Поставщик уведомил Заказчика, что в связи с частичной мобилизацией и геополитической ситуацией в стране, ввиду высокого спроса на данный товар, образовались задержки изготовления и поставки со стороны производителей такого товара. Произвести поставку товара, полностью соответствующего условиям контракта, в ближайший срок не предоставляется возможным, в связи с чем Поставщик просит Заказчика о продлении срока исполнения контракта.
На заседании Комиссии, представитель Поставщика поддержал вышеуказанные доводы, а также пояснил, что поставка товара с измененными характеристиками не была согласована с Заказчиком.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия приходит к следующему.
Рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами публичного права, в связи с чем предполагается значительно более ответственное отношение сторон к принятым на себя обязательствам. Победитель конкурентной процедуры должен осознавать, что он вступает в публично-правовые отношения, связанные с расходованием бюджетных средств на реализацию публичных экономически и социально значимых нужд, что предполагает значительно большую ответственность сторон в этих правоотношениях, в отличие от тех правоотношений, которые основаны исключительно на частноправовых началах.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой в соответствии с Законом о контрактной системе, и подавая соответствующую заявку, ИП В<_> как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, обязан учитывать специфику контракта в рамках исполнения государственного (муниципального) заказа, соблюдать все предусмотренные для этого условия. В ином случае он несет риски наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе, отказ заказчика от исполнения контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Подавая заявку на участие в закупке, ИП В<_> выразил согласие исполнить условия контракта, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, и должен был в полном объеме осознавать, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия приходит к выводу, что действия ИП В<_> по невыполнению взятых на себя обязательств по исполнению государственного контракта следует считать недобросовестными. Документов, подтверждающих невозможность поставки товара, соответствующего требованиям технического задания, в срок, установленный Контрактом, отсутствие такого товара в необходимом количестве у производителей в настоящий период, Поставщиком не представлено.
Комиссия критично относится к доводу о добросовестности и ответственности ИП В<_> как исполнителя по заключенным государственным контрактам. В письменном пояснении (вх. N 3952-ЭП/23 от 16.10.2023) Поставщик указывает, что согласно реестру контрактов, размещенному в ЕИС, ИП В<_> успешно выполнены 4 контракта, 1 контракт находится на исполнении (ссылка прилагается).
Вместе с тем, при анализе представленных, в качестве подтверждения добросовестности, контрактов Комиссия установила, что 3 из 4 контрактов исполнены с начислением неустойки (штрафов, пени) по причине просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных данными контрактами.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Областным государственным казенным учреждением "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий пожарной безопасности Магаданской области" об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе В<_> (<_>), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка рюкзаков тактических в целях формирования запаса материальных средств для обеспечения граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации" (реестровый номер 0347200004223000008) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения соответствующих сведений в ЕИС.
3. Информация для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.10.2023 |
10.10.2023 |
10.10.2023 |
0 |
11.10.2023 |
17.10.2023 |
16.10.2023 |
0 |
19.10.2023 |
17.10.2023 |
0 |
0 |
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 16 октября 2023 г. N 049/10/104-215/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023