Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии:
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителя от ООО "ПерескоттСтрой" - Гейта Е.И.
рассмотрев материалы дела N065/10/104-688/2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в Общества с ограниченной ответственностью "ПерескоттСтрой";
УСТАНОВИЛА:
05.10.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация от Муниципального казенного учреждение "Управление капитального строительства" Муниципального образования городской округ "Смирныховский" (ИНН 6154009531) о включении сведений в отношении Общество с ограниченной ответственностью "ПерескоттСтрой" (ИНН 6501308196), в том числе директора Че Ин Су (ИНН 272297011212), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс для занятий зимними видами спорта и мотокросса" (извещение N 0161300003323000225).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки победителем определено общества с ограниченной ответственностью "ПерескоттСтрой", которое в последующем уклонилось от подписания контракта.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок, установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п.п. "а, б" п. 14 разд. III. орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
29.09.2023 проект контракта размещен Заказчиком в ЕИС.
04.10.2023 Заказчиком составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В своих пояснениях представитель общества с ограниченной ответственностью "ПерескоттСтрой" указывает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 18.09.2023 победителем аукциона было признано общество с ограниченной ответственностью "ПерескоттСтрой", с ценовым предложением 359 023 780, 55.
02.10.2023 ООО "ПерескоттСтрой" подписало контракт и разместило файл с банковской гарантией. 02.10.2023 был последний день для подписания контракта и размещения обеспечения исполнения контракта.
02.10.2023 ООО "ПерескоттСтрой" на основании счета оплатило в адрес Акционерного общества Коммерческий банк "Русский Народный Банк" комиссию в размере 12 147 000 рублей за выпуск независимой гарантии ЭГ-229/23.
Из данного обстоятельства можно сделать вывод, что ООО "ПерескоттСтрой" имело намерение исполнить контракт и не имело цели уклоняться от заключения контракта, равно как и от его исполнения.
Также ООО "ПерескоттСтрой" указывает, что данная гарантия не была выпущена банком по неизвестным причинам.
Таким образом, Общество не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей банком, который должен был предоставить независимую гарантию.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков, является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требования Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем запроса котировка, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношения.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течении установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Других немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Также ООО "ПерескоттСтрой" отмечает, что в настоящее время общество является исполнителем по многим социально важным закупкам, в частности это приобретение муниципальными жилых помещений в целях реализации областной программы по переселению их ветхого и аварийного жилья в с. Кировское, Тымовский р-на Сахалинской области; с. Зональное, Тымовского н-на, Сах. Области и в г. Углегорск.
Кроме того, согласно сведениям ЕИС ООО "ПерескоттСтрой" исполнено более 30 государственных контракта, что характеризует Общество как добросовестного и надежного исполнителя.
Таким образом, учитывая отсутствие умысла, Комиссия Сахалинского УФАС России не находит оснований для применения в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПерескоттСтрой" такой меры ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078.
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Муниципального образования городской округ "Смирныховский" (ИНН 6154009531) о включении сведений в отношении Общество с ограниченной ответственностью "ПРЕСКОТТСТРОЙ" (ИНН 6501308196), в том числе директора Че Ин Су (ИНН 272297011212), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта "Спортивный комплекс для занятий зимними видами спорта и мотокросса" (извещение N 0161300003323000225) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии:
Е.Э. Осташова
Ким Ил Дя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 11 октября 2023 г. N 065/10/104-688/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023