Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заявителя - индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича - не явился, извещен,
от заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог алтайского края" - Шамшуриной Анастасии Эдуардовны, Ершовой Елены Георгиевны, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича, с использованием ВКС;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия заказчика по закупке N0817200000323015081 "Выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования с использованием материалов подрядчика на объекте транспортной инфраструктуры: 1. Мост через реку Алей км 3+704 на а/д Алейск - Чарышское", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее- заявитель) на действия заказчика по закупке N0817200000323015081"Выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования с использованием материалов подрядчика на объекте транспортной инфраструктуры: 1. Мост через реку Алей км 3+704 на а/д Алейск - Чарышское".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что заказчик установил ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует положениям пп. "в" п. 32 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604.
Заказчиком, в нарушение положений п. 32 Положения Постановления Правительства РФ N 2604 установлен критерий оценки "характеристика объекта закупки", поскольку объектом закупки являются работы по содержанию автомобильной дороги.
Заявитель также указывает, что заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что в соответствии с нормами Положения об оценке заявок, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по закупке N0817200000323015081 установлен предмет оцениваемого договора, сопоставимый с предметом заключаемого контракта (выполнение работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства), установлен соответствующий перечень документов.
В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2013 г. N 712 функции по установлению требований к участникам закупки, а также обеспечение соответствия положений заявки и подписанного на ее основании извещения об осуществлении закупки требованиям действующего законодательства, возложены на заказчика.
Представители заказчика представили письменные пояснения, указали, что предметом контракта является выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования. Данный вид работ носит специфический характер, предусматривает работы с высокотехнологичным оборудованием, в том числе имеющем сертификаты соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности, требованиям к их функциональным свойствам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" и направлены на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Иные виды работ, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, не могут считаться надлежащим опытом выполнения работ в целях определения лучших условий исполнения контракта при оценке заявок, так как в состав указанных работ не входят работы, предусмотренные контрактом.
Предмет закупки не входит в перечень прочих видов работ по содержанию автомобильных дорог, предусмотренный Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402, поскольку в предмет обжалуемой закупки входит не только обслуживание оборудования, но и работы по его ремонту, поэтому возможно установление требований п. "б", "в" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 и, соответственно, не требуется установление дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ N2571.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
20.09.2023 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0817200000323015081 "Выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования с использованием материалов подрядчика на объекте транспортной инфраструктуры: 1. Мост через реку Алей км 3+704 на а/д Алейск - Чарышское".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 555 206,92 руб.
В пункте 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 вышеназванной статьи порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством РФ от 31.12.2021 г. N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В пункте 3 Положения указано, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп."в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги; (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта)
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
В соответствии с разделом IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в работы по содержанию автомобильных дорог входит обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования на объекте транспортной инфраструктуры.
Согласно Приложению N 4 к извещению о закупке "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
1. Цена контракта;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации)
Показатель оценки: Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта.
Детализирующий показатель: Общее количество исполненных участником закупки договоров.
Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, связанного с предметом контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика, а именно договор (договоры) на выполнение работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
Поскольку предметом договора (договоров) являются работы по техническому обслуживанию, ремонту оборудования на объекте транспортной инфраструктуры, положения извещения о предоставлении договоров именно на выполнение работ по обслуживанию инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, не нарушает положения ч. 1 ст. 32 закон о контрактной системе.
В соответствии с пп. "а" 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются.
Учитывая, что работы, определенные предметом контракта, входят в работы по содержанию автомобильных дорог, Заказчик не мог установить критерий оценки "характеристики объекта закупки", поскольку это является недопустимым при осуществлении вышеназванных видов работ.
В соответствии с ч. 4 ст.31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 18 Приложения к Постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571, к участникам закупки при проведении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, устанавливаются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Поскольку предмет контракта входит в перечень прочих работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N402, то необходимо устанавливать дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ.
Однако, дополнительные требования к участникам закупки в извещении Заказчиком не установлены, что является нарушением ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе.
Выявленные комиссией нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича частично обоснованной;
2. признать действия заказчика, уполномоченного учреждения при проведении открытого конкурса в электронной форме, выразившиеся в нарушении ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, пп. "а" п. 32 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительством РФ от 31.12.2021 г. N 2604, неправомерными;
3. выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки;
4. передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 октября 2023 г. N 022/06/32-1223/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023