Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Городская клиническая больница N11" <_> (доверенность б/н от 25.08.2023), <_> (доверенность б/н от 10.10.2023), <_> (доверенность б/н от 25.08.2023), <_> (доверенность б/н от 10.01.2023), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N377 от 12.09.2023), в присутствии представителей ИП <_> <_> (доверенность б/н от 02.10.2023), <_> (доверенность б/н от 15.12.2022), в отсутствие представителей ЭТП "Фабрикант", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Городская клиническая больница N11" при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для биохимического анализатора ERBA XL640 (извещение N0859200001123011614 от 28.09.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Городская клиническая больница N11" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку реагентов для биохимического анализатора ERBA XL640 (далее - электронный аукцион).
28.09.2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 395 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку для реагентов установлены следующие дополнительные требования: фасовка в специализированные флаконы, предназначенные для постановки в ротор анализатора, наличие штрихкодов, распознаваемых сканером анализатора, состав реагента - а именно количество флаконов, объем флаконов, диапазон измерений, что соответствует единственному производителю Erba Lachema s.r.o., Czech Republic.
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N428 от 11.10.2023 (вх. N5531-ЭП/23 от 11.10.2023) Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В отзыве на жалобу N1440 от 10.10.2023 (вх. N5532-ЭП/23 от 11.10.2023) Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, так как формирование объекта закупки и все характеристики товаров определялись исходя из потребностей медицинского учреждения.
В ходе заседания представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствие с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о ФКС не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка реагентов для биохимического анализатора ERBA XL640.
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлены требования к реагентам, которые соответствуют единственному производителю, а именно компании Erba Lachema s.r.o., Czech Republic.
Вместе с тем Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, уникальные товары единственного производителя.
В то же время включение Заказчиком в извещение об осуществлении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Ссылка Заказчика на письмо Росздравнадзора от 05.02.2016 N09-С-571-1414, а также письмо производителя от 12.10.2023 N111, согласно которому использование не валидированных (не рекомендованных) производителем реагентов и наборов реагентов может привести к поломке анализатора, получению недостоверного результата, сокращению службы оборудования и прекращению гарантийных обязательств, Комиссия Рязанского УФАС считает несостоятельной и не основанной на нормах права.
Так, согласно паспорту на биохимический анализатор XL640 гарантийные обязательства не распространяются на оборудование и принадлежности в случае использования неоригинальных устройств и комплектующих, а также расходных материалов без письменной рекомендации изготовителя.
Вместе с тем объектом рассматриваемой закупки является поставка реагентов для биохимического анализатора, то есть отдельного медицинского изделия, не являющегося ни устройством, ни комплектующим, ни принадлежностью, ни расходным материалом (ГОСТ Р 58454-2019).
Кроме того, в соответствии с паспортом биохимического анализатора ERBA XL640, для которого Заказчик производит закупку реагентов, а также регистрационным удостоверением NФСЗ 2011/09958 от 14.05.2019 медицинское изделие является так называемым "открытым анализатором", т.е. анализатором, эксплуатация которого возможна в рамках аналитической системы открытого типа, т.е. с реагентами различных производителей.
Заявитель также оспаривает неправомерность установления требований к фасовке, наличию штрих-кода, диапазону измерений, поскольку приведенные характеристики приводят к ограничению конкуренции.
Комиссия Рязанского УФАС отмечает, что фасовка не является технической, качественной и функциональной характеристикой товара, в связи с чем, установленные Заказчиком в описании объекта закупки требования к фасовке товара являются неправомерными.
Согласно паспорту на биохимический анализатор XL640 все образцы и реагенты для измерений включают образцы, полученные от пациентов, и контролируются сканерами штриф-кода (по желанию), кроме того, возможно "использование емкостей без штрих-кода (ручное определение позиций)" (п. 7.2.2).
Таким образом, отсутствие штрих-кода никаким образом не может повлиять на качество проводимых исследований, что свидетельствует о том, что данное требование является избыточности.
Документальных доказательств, что установленные диапазоны измерений являются инвариантными, поскольку их изменение может привести к невозможности проведения исследования, Заказчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки в части установления характеристик к товару, соответствующих единственному производителю, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Городская клиническая больница N11") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Городская клиническая больница N11"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (ЭТП "Фабрикант") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/33-698/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 18 октября 2023 г. N 062/06/33-698/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2023