Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от
заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N4 по Чувашской Республике - Чувашии" - <_>, представителя по доверенности,
победителя закупки - общества с ограниченной ответственностью "АГРОДИЛЕР" - <_>,
рассмотрев путем видео-конференц-связи обращение, представленное Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N4 по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - Заказчик), о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АГРОДИЛЕР" (далее - ООО "АГРОДИЛЕР", Общество, Исполнитель), находящемся по адресу: 356231, Российская Федерация, Край Ставропольский, р-н Шпаковский, с. Татарка, ул. Кавказская, д. 37, кв. 1 (ИНН: 2634815550, КПП: 213001001, ОГРН: 1142651027474),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) 12.10.2023 поступило обращение Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N4 по Чувашской Республике - Чувашии" о включении в Реестр сведений об ООО "АГРОДИЛЕР", в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
2023-7229
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
31.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315100005923000019 о проведении электронного аукциона на транспортные услуги (аукцион июль), с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2 812 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2023 NИЭА1 участник с идентификационным номером N 114742818 (ООО "АГРОДИЛЕР") признан победителем с предложением о цене контракта в размере 2 797 940,00 рублей.
21.08.2023 между Заказчиком и ООО "АГРОДИЛЕР" заключен государственный контракт N 0315100005923000019 (далее - Контракт).
В соответствии с настоящим Контрактом Государственный заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать транспортные услуги, связанных с перевозкой, доставкой и разгрузкой вещевого имущества автомобильным транспортом в адрес государственного заказчика, указанный в спецификации (приложение N 1) в прямом направлении (пункт 1.1. Контракта).
Ассортимент, количество, цена оказываемых услуг оговариваются сторонами при оформлении спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта (приложение N 1) (пункт 1.2. Контракта).
Цена контракта составляет 2 797 940 (два миллиона семьсот девяносто семь тысяч девятьсот сорок) рублей 00 копеек, с НДС - 20%. (пункт 3.1).
Срок оказания услуг в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1) к государственному контракту (пункт 1.3. Контракта).
Спецификация
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Объем |
Срок оказания услуг |
Цена руб. |
Сумма, руб. |
|
1 |
Транспортные услуги по доставке и разгрузке вещевого имущества (матрац беспружинный, размером 190x80x8см, упакованный по 1 штуке в полипропиленовый мешок размером 220*100 см) со склада заказчика до места выгрузки: Северо-Кавказская база хранения ресурсов ФКУ "Северо-Кавказское ОУМТС МВД России", 344065, г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, д. 67В. ОКПД2: 49.41.19.900 |
куб. м |
3000 |
с момента заключения контракта до 12 ноября 2023 года |
932,6466666667 |
2 797 940,00 |
|
|
|
Итого: 2 797 940,00 |
Согласно пункту 7.2. Контракта, изменение существенных условий настоящего Контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7.4. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 7.5. Контракта, Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно статьи 309 Гражданским кодексом РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
По состоянию на 18.09.2023 забор груза Исполнителем не осуществлен, услуги не оказаны.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 7.5 Контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, 19.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0315100005923000019/149 от 21.08.2023 на оказание транспортных услуг, заключенного с ООО "Агродилер"
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представителем поставщика были даны следующие пояснения.
От заказчика поступила заявка на доставку и разгрузку груза N21/4/12-4039 от 28.08.2023 о необходимости приступить к оказанию услуги с 29.08.2023 по 12.11.2023.
Исполнитель при подготовке транспорта к доставке выявил, что стоимость услуг перевозки в контракте на момент поступления заявки заказчика не соответствует реальной (рыночной) стоимости. В контракте стоимость перевозки груза за 1 м3 составляет 932,64666 рублей, для перевозки заявленного объема груза необходимо выполнить 35 рейсов, стоимость 1 рейса согласно указанному маршруту доставки составляет 79 941,14 рублей.
Из полученных предложений от перевозчиков, стоимость за 1 рейс составляет (по состоянию на 01.09.2023):
N 546773 от 01.09.2023 ООО "ИТЕКО Россия" 145000,00 рублей;
б/н от 01.09.2023 ООО "Р2" 150000,00 рублей;
б/н от 30.08.2023 АО "Почта России" 345600,00 рублей.
Стоимость не соответствует значительно, на 44% по наименьшей предложенной цене.
В соответствии с документом обоснование начальной максимальной цены контракта стоимость определена методом сопоставимых цен (анализ рынка) с учетом доведенных лимитов на 2023 учреждению и составляет 2812 000,00 рублей, разница несоответствия стоимости с рыночной составляет 2263 000,00 рублей (5075 000 - 2812 000).
При участии в закупке исполнитель ориентировался на данные о стоимости услуг перевозки АО "Почта России" (коммерческое предложение от 04.08.2023 стоимость за все рейсы 2550000,00 рублей из расчета 72 857,14 рублей за рейс) при обращении после подписания контракта 30.08.2023 стоимость за рейс стала 345600,00 рублей, условия перевозки изменились согласно внутреннему регламенту общества, стоимость повысилась существенно.
Как определено в части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Исполнитель уведомил заказчика о существенном несоответствии стоимости в контракте с рыночной и предложил расторгнуть контракт или изменить условия контракта в части цены, уведомление оставлено без рассмотрения (уведомление от 04.09.2023).
06.09.2023 в связи с существенным несоответствием стоимости контрактной с рыночной исполнитель принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 7.4. контракта, статей 450.1, 451 ГК РФ, статьи 19 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона N44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение исполнителем размещено в ЕИС 06.09.2023 15:06 (МСК), дата расторжения контракта 19.06.2023.
19.09.2023 заказчик принимает свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает в ЕИС 19.09.2023 13:21 (МСК).
Принятое решение исполнителя признать незаконным возможно только в судебном порядке при обращении заказчика с заявлением. Таким образом, заказчик не имея законных оснований, принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта действие которого прекратилось 19.09.2023.
ООО "Агродилер" всего заключило 2 государственных контракта (оба в 2023), ранее сведения в антимонопольный орган не направлялись. Исполнитель стремился исполнить контракта.
Таким образом, заявитель совершал действия, направленные на исполнение обязательств по контрактам со всей степенью заботливости и осмотрительности - уведомил заказчика о существенном повышении цен, о невозможности исполнения контрактов по установленным ценам, предпринимал меры к урегулированию данной ситуации. Поведение поставщика не свидетельствует об уклонении от исполнения контрактов, его действия носили исключительно вынужденный характер и связаны с непредвиденными обстоятельствами. До принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения заявитель исполнял контракт в полном соответствии с его условиями.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Исполнителя были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Комиссия приходит к выводу, что бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение ООО "АГРОДИЛЕР" или его злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта, Заказчиком не представлено.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N4 по Чувашской Республике - Чувашии" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "АГРОДИЛЕР", находящемся по адресу: 356231, Российская Федерация, Край Ставропольский, р-н Шпаковский, с. Татарка, ул. Кавказская, д. 37, кв. 1 (ИНН: 2634815550, КПП: 213001001, ОГРН: 1142651027474), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 19 октября 2023 г. N 021/10/104-841/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023