Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
(далее - Инспекция).
В присутствии представителей от:
- заявителя - Кулинич В.А.: о дате, времени, месте уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили;
- заказчика - КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края": Лисина Ю.О. представитель по доверенности от 30.08.2023 N12-3-29; Беспичук Е.Н. представитель по доверенности от 17.03.2023 N12-3-17,
в связи с поступлением обращения Кулинич В.А. о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение Кулинич В.А., содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (ИНН 2721123605/ КПП 272101001) при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на оказание услуг по государственному страхованию спасателей и оперативных работников Противопожарной службы Хабаровского края (извещение N 0322200000820000120 от 01.12.2020).
Из обращения Заявителя следует, что обжалуются положения извещения, в части установления страховой суммы на каждое застрахованное лицо в размере 360 000,00 рублей.
Заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считают доводы, указанные в обращении, необоснованными.
Указанное в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе послужило основанием для проведения внеплановой проверки действий заказчика.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0322200000820000120 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 01.12.2020.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): запрос котировок в электронной форме.
Объект закупки: оказание услуг по государственному страхованию спасателей и оперативных работников Противопожарной службы Хабаровского края.
Начальная (максимальная) цена контракта: 369 000, 00 рублей.
Изучив доводы обращения, материалы дела N7-3/570 Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из положений ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что объектом закупки является оказание услуг по государственному страхованию спасателей и оперативных работников Противопожарной службы Хабаровского края.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 0322200000820000120 от 09.12.2020 на участие в закупке подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения. Победителем признан участник под N108825368 (ООО "Верна"), с ценовым предложением 243 400, 00 рублей.
18.12.2020 между КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" и ООО "Верна" заключен контракт N 242.
Дополнительным соглашением к контракту N1 от 23.06.2021 контракт расторгнут по соглашению сторон.
Относительно доводов обращения Заявителя, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Пунктом 2.1 контракта установлено, что страховая сумма на каждое Застрахованное лицо устанавливается в размере: 360 000 (Триста шестьдесят тысяч) рублей.
Согласно п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российского Федерации (далее - ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Пунктом 2 ГК РФ установлено, что обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона о пожарной безопасности сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде (ч. 3 ст. 7 Закона о пожарной безопасности).
Согласно ст. 5 Закона о пожарной безопасности Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся, в том числе осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей. При этом, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 18 Закона о пожарной безопасности).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N52-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Из анализа положений Закона N 52-ФЗ следует, что обязательному государственному страхованию жизни и здоровья подлежат военнослужащие и иные приравненные к ним лица, в том числе Государственной противопожарной службы, в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" не относится к субъектам обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Законом N 52-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 26.07.2005 N 291 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края" (далее - Закон N 291) противопожарная служба края осуществляет обеспечение пожарной безопасности на территории края и входит в Государственную противопожарную службу.
Финансовое обеспечение деятельности Противопожарной службы края, социальных гарантий и компенсаций работникам Противопожарной службы края осуществляется за счет средств краевого бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона N 291).
Согласно 4.1 Постановлению Губернатора Хабаровского края от 21.07.2011 N 75 "Об утверждении Положения о Противопожарной службе Хабаровского края" (далее - Постановление N75) Комитет Правительства края по гражданской защите осуществляет права края как учредителя краевого государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (далее - КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края") и в пределах своей компетенции осуществляет руководство его деятельностью.
Личный состав Противопожарной службы края включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях оперативных и иных работников (п. 5.1 Постановления N75).
Социальные гарантии и компенсации личному составу Противопожарной службы края устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и края (п. 5.4 Постановления N75).
Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием работников, причинение вреда здоровью которых возможно при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с которым обеспечение лица, работающего по трудовому договору, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в виде единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти (ст.ст. 5, 8 Закона N 125-ФЗ), назначение и выплата обеспечения по страхованию производится страховщиком (ст.ст. 15,18 Закона N 125-ФЗ).
Страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (абз.8 ст. 3 Закона N 125-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Кулинич А.П. исполнял свои должностные обязанности на основании трудового договора.
Аналогичные выводы указаны в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 05.09.2023 N 33-6148/2023 (2-1229/2023).
В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Инспекция Хабаровского УФАС России, проанализировав доводы заявителя, а также представленные пояснения заказчика, приходит к выводу, что Кулинич А.П. не относится к субъектам обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Законом N 52-ФЗ, размер страховой суммы устанавливается в соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством.
При таких обстоятельствах, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика при описании объекта закупки, а также при проведении запроса котировок N 0322200000820000120.
Вместе с тем, определение размера страховой суммы не относится к полномочиям антимонопольного органа, в связи с чем Инспекцией Хабаровского УФАС России принято решение о передаче обращения в части указанного довода в Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика - КГКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на оказание услуг по государственному страхованию спасателей и оперативных работников Противопожарной службы Хабаровского края (извещение N 0322200000820000120 от 01.12.2020) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
2. Передать обращение Кулинич В.А. в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для рассмотрения в пределах компетенции
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 октября 2023 г. N 156 (ключевые темы: пожарная безопасность - работник - государственная противопожарная служба - гражданская оборона - чрезвычайная ситуация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023