Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Копцова Александра Сергеевича Соловьевой А.Р. по доверенности от 12.10.2023;
в отсутствие представителя заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/561 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Городская больница N 7", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Копцове Александре Сергеевиче (ИНН 270318979645) (далее также - ИП Копцов А.С.) в связи с односторонним отказом последнего от исполнения контракта от 26.06.2023 N 2499/231 на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (реестровый номер 2272702700923000250), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 01.06.2023 N 0122200002523002499,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Городская больница N 7" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Копцов А.С. в связи с односторонним отказом последнего от исполнения контракта от 26.06.2023 N 2499/231 на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (реестровый номер 2272702700923000250), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 01.06.2023 N 0122200002523002499).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГБУЗ "Городская больница N 7" проведен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7".
Извещение N 0122200002523002499 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС) - 01.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 773 637,60 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика,
26.06.2023 между заказчиком и ИП Копцов А.С. (далее также - Подрядчик) заключен контракт N 2499/231 на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (реестровый номер 2272702700923000250) (далее также - контракт), с ценой контракта 6 490 987, 33 рублей, НДС не облагается (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 1.2 контракта объем выполняемых Работ - в соответствии с Технической частью.
Приложением 1 к контракту стороны согласовали Техническую часть (раздел III извещения).
Согласно Технической части полный перечень и объем выполняемых работ указан в локальном сметном расчете (приложение 1 Технической части), а также в проектно-сметной документации (приложение 2 Технической части)
Технической частью установлено, что работы выполняются в условиях действующего здания без прекращения его функционирования, в рабочем режиме с 8-00 часов до 20-00 часов. Выполнение работ не должно препятствовать или создавать неудобства в работе людей, находящихся в здании, или представлять угрозу их жизни и здоровью. Производство Работ должно осуществляться при постоянном присутствии на Объекте ответственного уполномоченного работника Подрядчика. На Объекте в обязательном порядке должны находиться: журнал производства работ; проектная документация, в том числе локальный сметный расчет, которые передаются Подрядчику Заказчиком в течение трех дней с момента заключения контракта.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 контракта начало выполнения Работ - с даты заключения контракта, окончание Работ - не позднее 30.09.2023. Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта, дата окончания исполнения контракта - 30.11.2023. Место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Димитрова, 4.
Права и обязанности сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.4.1, 4.4.2 контракта 4.4.1 Подрядчик обязан до начала выполнения Работ предоставить Заказчику информацию о представителе Подрядчика, ответственного за проведение Работ, совместно с подтверждающими его права документами (Приказ, доверенность). Указанное должностное лицо должно иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства. Выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте.
В силу п. 4.4.12 контракта Подрядчик обязан приостановить выполнение Работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения Работ.
Результатом закупки в соответствии с Технической частью является выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7", в полном объеме в соответствии с Технической частью и с надлежащим качеством.
Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 6.13 контракта).
В соответствии с п. 11.1 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно п. 13.1 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.`
В силу п. 13.4 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно материалам дела, в ходе исполнения контракта Подрядчиком установлено следующее.
На отметке высоты + 3.290 (2-й этаж) работы производятся разными подрядчиками по разным контрактам, но с одинаковыми видами работ, о чем Подрядчик уведомил заказчика письмом от 17.07.2023 исх. N 10 с просьбой определить границы ремонтно-строительного участка в соответствии с объемами работ по контракту, а также письмом от 17.07.2023 исх. N 11 Подрядчик обратился к заказчику назначить на объекте своего представителя, а также представить копию приказа о назначении.
В связи с отсутствием ответов на письма от 17.07.2023 NN 10, 11, Подрядчик письмом от 01.08.2023 исх. N 12 уведомил заказчика о приостановке работ по контракту в связи с неисполнением обязанности по определению границ участка и не назначением ответственного лица, а также в связи с выявлением дополнительных видов работ, не предусмотренных контрактом, а именно: в смете работ не учтены демонтажные работы (плитка на стенах, стеклянные перегородки, расчистка стен от эмали, обоев, линолеума, двери, мозаичные полы в коридоре и многое другое.
23.08.2023 заказчик направил в адрес Подрядчика письмо исх. N 1-18/2694, в соответствии с которым заказчик не согласен с приостановкой работ, т.к. письма о возникших обстоятельствах при исполнении Подрядчиком контракта в адрес заказчика не поступало.
29.08.2023 заказчик направил в адрес Подрядчика письмо исх. N 1-18/2750 о том, что заказчиком решается вопрос о продлении сроков выполнения работ по заключенным контрактам на Объекте, в том числе и по спорному контракту, в виду выявленных объективных причин - необходимости корректировки технической и рабочей документации. Также в письме заказчик сообщил Подрядчику о том, что в настоящее время подготовлен проект согласования по вопросу определения границ ремонтно-строительного участка, на подписание которого будет приглашен и Подрядчик.
31.08.2023 заказчик уведомил Подрядчика письмом исх. N 1-18/2792 о том, что в ходе совместного выхода на территорию объекта капитального ремонта поликлиники N 5 по вопросу определения границ ремонтно-строительного участка достигнуто соглашение по оси 3/1-6, по кабинетам 227-240,249-259.
Письмом от 04.09.2023 исх. N 1-18/2813 заказчик сообщил Подрядчику о том, что с руководством учреждения рассматривался вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон, однако такая возможность отклонена руководством. Также указанным письмом заказчик уведомил Подрядчика о необходимости выполнить все взятые на себя обязательства по контракту в полном объеме в установленный контрактом срок.
В связи с тем, что заказчик не подготовил и не представил Подрядчику места подключения к источникам энергоснабжения на время проведения работ, а также в связи с выявлением не учтенных сметным расчетом работ, препятствующих их выполнению в полном объеме в срок до 30.09.2023, о чем заказчик уведомлен письмами от 06.09.2023 исх. NN 14, 15, Подрядчик обратился, согласно указанным письмам, к заказчику с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В ответ на письма от 06.09.2023 исх. NN 14, 15 заказчик сообщил Подрядчику (письмо от 11.09.2023 исх. N 1-18/2896), что не согласен на расторжение контракта по соглашению сторон в виду заинтересованности в полном выполнении работ по контракту.
В связи с тем, что заказчиком заключены два государственных контракта на выполнение ремонтных работ на одном объекте (второй этаж, на отметке высоты +3.290), в виду бездействия заказчика по определению границ ремонтно-строительного участка вплоть до 31.08.2023, отсутствие указаний заказчика после получения уведомления от Подрядчика о приостановлении выполнения работ по контракту, в том числе по причине выявления дополнительных видов работ, не предусмотренных контрактом, что привели к невозможности исполнения контракта в установленный срок, Подрядчиком 22.09.2023 принято решение о одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 19. ст. 95 Закона 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона 44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как пояснил представитель Подрядчика, заказчиком неоднократно нарушались условия контракта, о чем Подрядчик уведомлял заказчика письмами от 17.07.2023 исх. N N 10,11, от 01.08.2023 исх. N 12, от 06.09.2023 исх. NN 14, 15. Однако в дальнейшем, оценив все сложившиеся обстоятельства, которые привели к невозможности исполнения контракта в установленный срок, Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 27.09.2023 и получено заказчиком 27.09.2023. Контракт считается расторгнутым с 10.10.2023.
Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В результате изучения материалов дела 7-3/561, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
П. 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Подрядчиком в ЕИС 27.09.2023 и получено заказчиком 27.09.2023.
28.09.2023 заказчик обратился к Подрядчику с требованием (письмо от 28.09.2023 исх. N 1-18/3021) об отмене не вступившего в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ссылаясь на то, что заказчик выполнил все свои обязательства по контракту, с требованием приступить к выполнению взятых на себя обязательств.
Однако в связи с тем, что заказчиком условия контракта, которые привели к невозможности исполнения контракта в установленный срок, в полном объеме не выполнены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком не отменено.
На дату рассмотрения дела контракт, в силу ч. 21 ст. 95 Закона 44-ФЗ, считается расторгнутым с 10.10.2023.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные выше обстоятельства и документы, представленные заказчиком и ИП Копцов А.С., Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, а именно: заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений, представленных заказчиком - КГБУЗ "Городская больница N 7" об ИП Копцов А.С. (ИНН 270318979645) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Городская больница N 7" об ИП Копцов А.С. (ИНН 270318979645) в связи с односторонним отказом последнего от исполнения контракта от 26.06.2023 N 2499/231 на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники N 5 КГБУЗ "Городская больница N 7" (реестровый номер 2272702700923000250), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 октября 2023 г. N РНП-395
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023