Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: *;
Члены Комиссии: **;
В отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя Общества с ограниченной ответственностью "Электронные машины" (далее - Заявитель);
При участии представителя МКУ "Дирекция капитального строительства и ремонта" Муниципального образования города Братска (далее - Заказчик) - *. (доверенность N44 от 11.10.2023 года);
При участии представителя Администрации Муниципального образования города Братска (далее - Уполномоченный орган) - * (доверенность NД-81/01/23 от 24.03.2023 года);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Пешеходно-парковая зона на ул. Крупской" в ж.р. Центральный города Братска. Сети связи (система охранного телевидения)", извещение N0134300025823000421, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 09 октября 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения Извещения о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Пешеходно-парковая зона на ул. Крупской" в ж.р. Центральный города Братска. Сети связи (система охранного телевидения)", извещение N0134300025823000421.
Заявитель указывает, что в извещении не был установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд." (далее - Постановление N 1236).
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом по заявке Заказчика 29 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Пешеходно-парковая зона на ул. Крупской" в ж.р. Центральный города Братска. Сети связи (система охранного телевидения)", извещение N0134300025823000421 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 477 386,30 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.10.2023 NИЭА1 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 09.10.2023 04:00:00 (по московскому времени) не подано ни одной заявки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по благоустройству объекта: "Пешеходно-парковая зона на ул. Крупской" в ж.р. Центральный города Братска. Сети связи (система охранного телевидения).
В соответствии с пунктом 2 "Технического задания на выполнение работ по благоустройству объекта: "Пешеходно-парковая зона на ул. Крупской" в ж.р. Центральный города Братска. Сети связи (система охранного телевидения)" выполнение работ в объеме, предусмотренном сметной документацией (Приложение N 2 к настоящему Техническому заданию), проектной (рабочей) документацией (Приложение N 1 к настоящему Техническому заданию), с учетом требований технических условий сетевой организации АО "БЭСК" (Приложение N 3 к настоящему Техническому заданию). Приложения NN 1, 2, 3 представлены отдельными файлами в электронном виде и являются неотъемлемой частью Технического задания.
В "Приложение N1 к ТЗ и N3 к МК (проектная документация) (1).pdf" заказчиком предусмотрены функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, оформленные в виде таблицы. Данная таблица включат в себя, в том числе следующие позиции товара (данные позиции товар приведены для примера):
- Программное обеспечение Trassir - Any IP Win 6 шт. 26
- Программное обеспечение Trassir- USB ключ защи шт. 1
- Программное обеспечение операционная система для ПК, совместимая шт. 1 с ПО TRASSIR
- Программное обеспечение Trassir Clientx64 шт. 1
В пункте 1.5 Программа пусконаладочных работ, N1 к ТЗ и N3 к МК (проектная документация) (1).pdf указана следующая информация: "На сервер устанавливается операционная система для ПК. Конфигурируются параметры сервера, включая доступ к дискам, создание резервного копирования и т.д. На видеосервер устанавливаются ПО "Ядро системы" и лицензии "подключение видеокамеры" по количеству ip-видеокамер. Настраиваются параметры видеоаналитики. На АРМ устанавливается лицензия INT-RCL-P "удаленное рабочее место мониторинга (УРММ)".
Как следует из пояснений Уполномоченного органа, под словами "На сервер устанавливается операционная система для ПК", "На видеосервер устанавливаются ПО Ядро системы" по количеству видеокамер" понимается активация 26 предустановленных лицензий в составе видеосервера Trassir для 150 ip камер.
Заказчиком по результатам определения подрядчика не заключается договор на приобретение лицензионных или сублицензионных прав. Подрядчик не передает Заказчику никакие исключительные или неисключительные права на программное обеспечение т.к программное обеспечение не является объектом закупки. Кроме того, программное обеспечение не будет устанавливаться в результате исполнения контракта, оно предоставляется уже предустановленным в cоставе видеосервера Trassir в связи с чем, оснований для применения запрета, предусмотренного постановлением Правительства N 1236 не имеется.
В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 7 Постановления N 1236, Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22 сентября 2020 года N 486 (далее - Приказ N 486) утвержден классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Классификатор).
Классификатор содержит указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым определяется соответствие программного обеспечения классу программного обеспечения, по каждому классу программного обеспечения, предусмотренному классификатором, а также указание на соответствие классов программного обеспечения кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2).
Согласно предмету контракта, Заказчиком установлен код ОКПД2 43.21.10.000 - работы электромонтажные, который не содержится в Классификаторе.
Учитывая вышеизложенное, обязанности применения Постановления N 1236 законодательством РФ в отношении данной закупки не предусмотрено.
Ссылка Заявителя на разъяснения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501 не может быть принята во внимание в связи с тем, что в указанном письме содержатся разъяснения касающиеся закупки камер видеонаблюдения, вместе с тем, объектом закупки является не поставка камер видеонаблюдения, а выполнение работ по благоустройству объекта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа, выразившихся в не установлении в Извещении запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона N 44-ФЗ, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности выполнить закупаемые работы, являющиеся предметом закупки, а также доводов в части нарушения прав и законных интересов общества обжалуемыми действиями (бездействием) субъекта контроля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Электронные машины" необоснованной.
2. Отменить процедуру приостановления определения поставщика.
3. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023