Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Государственного образовательного учреждения Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа-интернат N19 г. Тайшета" (далее - Заказчик) - ходатайство N 391 от 17 октября 2023 г.;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Красинж" (далее - ООО "Красинж", Общество) - "_" (доверенность от 13 октября 2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 13 октября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Красинж" в Реестр.
Обществом представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия ООО "Красинж" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1335/23 от 13 октября 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 14 февраля 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) уполномоченным органом размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 14.02.2023 N0134200000123000494".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 44 963 285 рублей 12 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки - ООО "Красинж".
28 марта 2023 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт N 1 на капитальный ремонт жилого корпуса ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат N19 г. Тайшета", расположенного по адресу: Иркутская область, г. Тайшет, ул.Первомайская,48 (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 36 420 260 рублей 83 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту жилого корпуса ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат N19 г.Тайшета", расположенного по адресу: Иркутская область, г.Тайшет, ул.Первомайская,48 (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что "Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с 20.04.2023 г. по 30.09.2023 г.".
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено следующее.
В процессе проведения демонтажных работ ООО "Красинж" обнаружило обстоятельства, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых Работ, а именно: в процессе проведения работ по отбивки штукатурки с поверхностей стен и потолков кирпичных (п.79 ЛСР-02-01-01 Ремонтно-строительные работы) была выявлена плита перекрытия в помещении N18 по оси АБ/6 в частично разрушенном состоянии, которая могла обрушиться.
В связи с данным фактом Общество направило в адрес Заказчика письмо (исх. N 10 от 12 июля 2023 г.), в указанном письме ООО "Красинж" известило о приостановке работ на объекте на три рабочих дня и попросило Заказчика дать соответствующие указания.
Письмом N 10/1 от 17 июля 2023 г. Общество продлило приостановку работ на объекте до 24 июля 2023 г.
В письменных и устных пояснениях представитель ООО "Красинж" указывает, что от Заказчика не поступали какие-либо указания по возникшему вопросу.
10 августа 2023 г. Общество письмом N 30 продлило приостановку работ по Контракту до 18 августа 2023 г.
09 августа 2023 г. было проведено рабочее совещание с участием Заказчика, Общества, представителя организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, а также с участием заместителем министра образования Иркутской области.
По результатам указанного совещания составлен протокол N б/н от 09 августа 2023 г., согласно которому было поручено:
1. Подрядчику принять исчерпывающие меры по завершению капитального ремонта в установленные сроки.
2. Подрядчику в срок до 25 августа 2023 г. очистить территорию от строительного мусора.
3. Заказчику рассмотреть вопрос возможности до 15 августа 2023 г. привлечения независимой экспертизы для оценки возможных рисков обрушения плиты перекрытия в помещении N 18 по оси АБ/6.
4. Заказчику рассмотреть возможность увеличения цены Контракта согласно ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае необходимости при надлежащем оформлении в соответствии с требованиями законодательства.
5. Строительному контролю предоставить Заказчику в срок до 11 августа 2023 г. исполнительную документацию по осуществлению строительного контроля согласно ст. 53 ГрК РФ, а также документально подтвердить необходимость увеличения объемов работ.
В своих пояснениях ООО "Красинж" указывает, что Заказчиком данное поручение не было исполнено.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Часть 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 22 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Обществом 14 сентября 2023 г. посредством Единой информационной системы.
С учетом положений части 21 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение вступило в силу 25 сентября 2023 г.
Из пояснений Заказчика установлено следующее.
В адрес ООО "Красинж" были направлены письма о несостоятельности доводов, изложенных в одностороннем отказе от исполнения контракта:
- от 18 сентября 2023 года N 1 (исх. 349 от 18.09.2023 г.);
- от 19 сентября 2023 года N 2 (исх.353 от 19.09.2023 г.);
- Претензия о приостановке работ 21 сентября 2023 года (исх. 358 от 19.09.2023 г.)
Заказчик указывает, что ответов на данные письма не предоставлено, мотивированные доводы не приведены.
В ходе контроля за выполнением работ выявлено следующее:
С 14 сентября 2023 г. по 21 сентября 2023 г. Заказчиком ежедневно производился выезд на объект, в результате которых выявлено отсутствие строительных материалов, инструментов, техники, рабочих на объекте. Работы по капитальному ремонту объекта не велись.
На основании вышеизложенного 25 сентября 2023 года Заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 06 октября 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности при исполнении Контракта, препятствует включению сведений в отношении ООО "Красинж" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Красинж" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Красинж" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Красинж" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2023