резолютивная часть решения объявлена 13.10.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: _____,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Гид" (далее - Победитель, Общество), без права дачи пояснений, в связи с отсутствием доверенности на представление интересов Общества,
в отсутствии Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР (далее - Заказчик), Оператора ЭТП, надлежащим образом извещённых о дате и времени рассмотрения обращения,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, обращение Заявителя о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи уклонением от заключения контракта по итогам запроса котировок в электронной форме N0304300005023000041 "Ремонт в помещениях отдела ЗАГС местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" (далее - Закупка, Запрос котировок), руководствуясь ст.104 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППN1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ППN1576),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступило обращение Заявителя о включении в РНП сведений об Обществе, в связи с уклонением от заключения Контракта по результатам Запроса котировок.
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что Участник не имел намерений уклониться от заключения контракта, однако, по причине технической ошибки, заключение контракта по предложенной цене, которая в 10 раз ниже той цены, по которой контракт должен был быть заключен, фактически не представляется возможным.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении Заявителя, изучив представленные документы, проанализировав письменные пояснения Победителя, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком 27.09.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) было размещено извещение N0304300005023000041 "Ремонт в помещениях отдела ЗАГС местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 264 997,96 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 04.10.2023 г. N0304300005023000041 победителем Запроса котировок признано Общество с предложением о цене государственного контракта в размере 115 035,00 руб.
На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно предоставляет Заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и 5 ст.51 Закона о контрактной системе:а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч.10 ст.104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп."а" п. "б", обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе обращение заказчика о включении сведений о Победителе в РНП направляется только в том случае, когда Победитель признан уклонившимся от заключения государственного контракта заказчиком, как того требует ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным сведениям, 05.10.2023 г. Заказчиком был направлен проект контракта Победителю для подписания.
Со стороны Победителя необходимо было в срок не позднее 06.10.2023 г. направить в адрес Заказчика подписанный проект контракта, с приложением документов, подтверждающих исполнение обязанности по обеспечению исполнения контракта.
Вместе с тем, Победителем, в установленный действующем законодательством срок - 06.10.2023 г. проект контракта не был подписан.
07.10.2023 г. Заявителем составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, который был размещен на официальном сайте ЕИС и электронной площадке 09.10.2023 г.
В силу ч.5 ст.104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.24, 25 - 25.3 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч.3 ст.104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
Общество, реализуя свое право на участие в Закупке, согласился на условия проведения Закупки, включая условия о сроках подписания договора со своей стороны и условиях на которых заключается договор.
Общество является профессиональным участником закупок, и несет полную ответственность за свои действия, следовательно, указание ценового предложения в размере не выгодном для исполнения контракта возлагает на Победителя последствия предусмотренные Законом о контрактной системе.
Победителем (Обществом) не были приняты какие-либо меры направленные на заключение контракта, такие как оплата обеспечения исполнения контракта либо получение банковской (независимой) гарантии, что свидетельствует об изначальном намерении Общества не заключать контракт.
Если участник закупки имеет реальное намерение исполнить контракт, действуя добросовестно и разумно, он должен осуществить действия по подписанию контракта и внесению обеспечения исполнения контракта своевременно. Также участник должен обеспечить совершение соответствующих надлежащих и контролируемых действий при формировании и подаче ценового предложения для участия в торгах. Отсутствие должного контроля и сопровождения при подаче предложений не свидетельствует о добросовестности участника. Участник обязан действовать с должной степенью заботливости и осмотрительности, чтобы исключить возможность технического сбоя оборудования, иметь время для устранения неполадок и т.д., возникновение и устранение которых зависят от самого участника (привлекаемых им лиц).
Довод Общества об ошибке, допущенной им при формировании предложения о цене в целях признания победителем в Закупке, Управление сообщает следующее. Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Общество, являясь профессиональным участником закупок, понимал и осознавал необходимость заблаговременного совершения надлежащим образом действий, предусмотренных Законом о контрактной системе. Общество, реально заинтересованное в заключении контракта, обязан совершать все надлежащие меры к своевременному его подписанию, однако из обстоятельств дела, применительно к рассматриваемому случаю, не следует.
Таким образом, неподписание Обществом проекта контракта произошло исключительно вследствие небрежности, допущенной им при подаче ценового предложения и при подготовке к подписанию контракта, а ссылки на техническую ошибку (опечатку) в части ценового предложения при таких обстоятельствах направлены на уход от применения мер публично-правовой ответственности с попыткой придать своим действиям видимость законности.
В настоящем случае Общество не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок заключения государственного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.
В свою очередь, положения Закона о контрактной системе не предусматривают понятие добросовестности, так же как и не обязывает контролирующий орган доказывать недобросовестность участника. Согласно действующему законодательству Российской Федерации сам факт уклонения участника закупки от заключения контракта уже является нарушением нормы права. Ранее заключенные и исполненные государственные контракты не могут влиять на оценку данного обстоятельства уклонения. По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. Следовательно, неисполнение обязанности поставщика (исполнителя), прямо предусмотренной законом, не может являться основанием для не включения сведений о таком поставщике (исполнителе) в реестр.
Ошибка в поданном ценовом предложении, в рассматриваемом случае, не должна являться очевидной для заказчика. Положениями Закона о контрактной системе не установлен нижний предел для подачи ценовых предложений участниками.
Судебная практика исходит из того, что ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных 11 результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Техническая ошибка в указании ценового предложения не обладает свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, следовательно, указанное обстоятельство является риском участника закупки.
Также Управлением не установлено, что в действительности имела место ошибка. Материалами дела не подтверждается и Обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что предложение со стороны Общества цены государственного контракта в размере 115 035 руб. являлось ошибкой. Также Обществом не представлено доказательств того, что Общество в действительности намеревался заявить иное предложение цены государственного контракта (в большем размере).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание длительное бездействие в принятии необходимых и разумных мер с целью заключения государственного контракта, выраженное в направлении протокола разногласий в последний день для подписания контракта, бездействие Общества содержит признаки недобросовестности, включение Общества в реестр является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Данная позиция также подтверждается, Постановлением Шестнадцатого Арбитражного суда NА20-1947/2023 от 10.10.2023 г.
Включение сведений в РНП является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о контрактной системе.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил. Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
Подтверждение объективной невозможности оформить надлежащее обеспечение исполнения контракта, а также подписания проекта контракта в сроки на заседание Комиссии участником закупки не представлено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика в части признания участника уклонившимся от заключения контракта являются правомерными и соответствующими положениям Закона о контрактной системе.
Вина участника закупки состоит в том, что он не выполнил установленные ст. 51 Закона о контрактной системе требования и не предпринял зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение требований, установленных Законом о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, ПП N1078, ПП N1576, Комиссия,
Решила:
1. Удовлетворить обращение Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Гид" ____ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Включить сведения обществе с ограниченной ответственностью "Гид" ______, сведения о директоре/учредителе Общества _______, а также сведения об учредителе Общества _____ в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
09.10.23г. |
11.10.23г. |
09.10.23г. |
0 |
09.10.23г. |
16.10.23г. |
13.10.23 |
0 |
18.10.23г. |
16.10.23г. |
00 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 16 октября 2023 г. N 007/06/104-869/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023