Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Мастерпак" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации)" (извещение N 0318200028123001175) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: установлены характеристики товара, которые не существуют на рынке.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации)" (извещение N 0318200028123001175).
Начальная (максимальная) цена контракта - 142 640,00 руб.
Заявитель в жалобе утверждает, что в продаже нет ни одного зарегистрированного медицинского изделия, соответствующего комплексу требований, предъявляемых к объекту закупки Заказчиком. Также заявитель считает, что обоснование НМЦК примененным Заказчиком методом сопоставимых рыночных цен проведено с нарушением действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется к поставке товар:
Наименование товара, входящего в объект закупки** |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ*** |
Товарный знак**** |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
||||||
Чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный |
26.60.12.132 / 26.60.12.132-00000016 |
|
шт. |
8 000 |
Описание |
Нестерильное покрытие, которое используется как физический экран для защиты от воздействия окружающей среды (например, биологической жидкости, крема) и/или сохранения заданного уровня гигиены инвазивного датчика системы ультразвуковой визуализации, который вводится в естественные отверстия тела (например, во влагалище, прямую кишку, пищевод) во время ультразвукового исследования прибор не обладает дополнительными функциями. Это устройство одноразового применения. |
Вкладка "общая информация" КТРУ |
Область применения |
Презерватив для ректо-вагинального типа датчика для аппарата ультразвукового исследования,предназначены для защиты организма пациента от инфицирования во время исследования с гладкой поверхностью, без смазки, без накопителя - для более плотного облегания датчика аппарата ультразвукового исследования. |
В связи с отсутствием характеристик и их значений в описании товара, установленных в каталоге товаров, работ и услуг (КТРУ) и необходимостью полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 ФЗ N44-ФЗ Заказчик применяет следующее техническое описание объекта закупки |
|||||
Отсутствие смазки |
наличие |
||||||
Отсутствие накопителя для более плотного облегания датчика аппарата УЗИ |
наличие |
||||||
Прозрачность |
соответствие |
||||||
Диаметр,мм |
не менее 28 |
||||||
Длина, мм |
не менее 200 |
||||||
Толщина стенки, мм |
не менее 0,075 не более 0,095 |
||||||
Индивидуальная упаковка по 1 шт. |
соответствие |
||||||
Индивидуальная электронная проверка каждого изделия |
наличие |
||||||
Материал |
латекс натуральный |
||||||
Отсутствие накопителя для более плотного облегания датчика аппарата УЗИ |
наличие |
Ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявителем направлен запрос на разъяснение положения извещения электронного аукциона.
Заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от 04.10.2023 NРИ1:
Текст запроса:
Согласно ГОСТ 4645-81 Презервативы резиновые: длина презерватива без накопителя должна быть больше или равна 160 мм; открытый конец презерватива должен быть закатан в венчик. Таким образом, презерватив можно раскатать на любую необходимую длину. Просим Заказчика объяснить, чем обусловлено требование "Длина, мм не менее 200"?
Согласно ГОСТ 4645-81 Презервативы резиновые: Обязательные требования к продукции, направленные на обеспечение ее безопасности для жизни и здоровья населения, изложены в разд.1 (показатель "толщина стенки"), а именно Толщина стенки 0,05 - 0,09 мм. Просим Заказчика объяснить, чем обусловлено требование "Толщина стенки, мм не менее 0,075 не более 0,095"?
Просим разъяснить, что Заказчик подразумевает под требованием "Прозрачность соответствие", также просим указать ссылку на нормативный документ (технический регламент, ГОСТ, СаНПин), подтверждающий данное требование.
Просим внести изменения в извещение и документацию о проведении электронного аукциона, в противном случае мы будем вынуждены обратиться в УФАС.
Текст ответа
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" министерства здравоохранения Краснодарского края благодарит Вас за направление запроса на разъяснения положений извещения и электронных документов об электронном аукционе (извещение N0318200028123001175 "Поставка медицинских изделий (чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации)".
В ответ на Ваш запрос сообщаем следующее.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, соответствующие потребности Заказчика, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Разработка извещения и установление требований к техническим характеристикам товара относится исключительно к компетенции Заказчика при условии соблюдения установленных законодательством Российской Федерации положений.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В описании объекта закупки указаны технические характеристики товара с учетом необходимой потребности Заказчика для осуществления деятельности. При формировании требований к техническим и функциональным характеристикам товара заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимым товаром для оказания качественной и своевременной медицинской помощи гражданам.
Закупаемое медицинское изделие необходимо для трансректального и трaнcвaгинального исследования, предполагающего введение датчика в ректальное отверстие или влагалище. ГОСТ 4645-81 "Презервативы резиновые" распространяется на резиновые презервативы, как профилактическое и противозачаточное средство, и не предназначен для использования для клинических исследований. Для проведения ультразвукового исследования требуются приобретение специальных презервативов, которые рассчитаны на проведение обследования. Стандартные презервативы и презервативы для проведения УЗИ имеют ряд отличий. Латексное изделие, применяемое при диагностике, имеет следующие характерные черты: изготавливается из безопасного для здоровья латекса, не способствующего появлению аллергической реакции и не провоцирующего ухудшение здоровья; отсутствует дополнительная смазка, поскольку при диагностике применяется специальный проводящий гель, улучшающий акустические данные; отсутствует наполнитель, благодаря чему изделие плотно облегает датчик и обеспечивает максимальную защиту; не имеет складок, а значит, не препятствует проведению ультразвукового исследования и не ухудшает акустические данные.
Так как датчик для аппарата УЗИ многоразовый, то присутствует необходимость в защите от передачи вирусов и инфекций от одного пациента к другому. Размер датчика 30 см, вводимая часть 25-26 см, соответственно необходимый размер презерватива должен быть не менее 20 см (200 мм).
Состав материала должен быть гипоаллергенный, латекс соответствует данным требованиям, он является тонким материалом и при этом достаточно прочным, чтобы не порваться во время исследования.
Требования по "прочности" подразумевают отсутствие рисков заражения пациентов инфекционными и вирусными заболеваниями. Чем тоньше стенка изделия, тем больше риск проникновения вирусов. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оказываемая медицинская помощь должна быть безопасной для пациентов.
Требования по "прозрачности" обусловлены необходимостью четкой визуализации при проведении клинических исследований.
Также, обращаем Ваше внимание, что предметом настоящего аукциона является не производство товаров, а их поставка. В связи с этим, участником может выступить любое юридическое, физическое лицо, в том числе, и не являющееся производителем, готовое поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Исходя из вышеизложенного, описание объекта закупи разработано в полном соответствии с законодательством, не ограничивает количество участников закупки, основания для внесения изменений в описание объекта закупки у Заказчика отсутствуют.
При формировании требований к закупаемому товару заказчиком были проанализированы характеристики представленных на рынке медицинских изделий. Существует как минимум два зарегистрированных медицинских изделия двух разных производителей, соответствующих требованиям Заказчика:
1. Медицинские изделия "Презервативы из натурального латекса торговой марки VIVA для ультразвукового исследования (УЗИ)" с регистрационным удостоверением N РЗН 2017/5574 от 20.04.2017 г, производитель "Рихтер Рабба Технолоджи Сдн. Бхд.", Малайзия. Согласно эксплуатационной документации на данное мед изделие, размещенной на сайте roszdravnadzor.gov.ru , а также информации на упаковке характеристики следующие: Диаметр,мм 28_2, Длина, мм не менее 200, Толщина стенки, мм не менее 0,075, т.е. данный товар соответствует заявленным требованиям. Фото упаковки, регистрационное удостоверение и инструкцию прилагаем.
2. Медицинские изделия "Чехол защитный (презерватив) для датчика УЗИ торговой марки Matwave (вариант исполнения: Размер 4 (длина 210 мм, 28 мм, толщина 0,080-0,095 мм) с регистрационным удостоверением N РЗН 2022/17553 от 22.06.2022 г. Согласно инструкции по применению медицинского изделия, размещенной на сайте roszdravnadzor.gov.ru, а также информации из регистрационного удостоверения характеристики товара следующие: Диаметр,мм -28, Длина, мм - не менее 210, Толщина стенки, мм - 0,080-0,095, т.е. данный товар соответствует заявленным требованиям. Регистрационное удостоверение и инструкцию прилагаем.
Заказчик в своих пояснениях указывает, что установление характеристики "Размер датчиков - 30 см, рабочая часть датчиков от 19 до 20 см". Презерватив надевается на датчик, на рабочую часть и закрепляется на венчике датчика (специальное кольцо с выемкой на датчике), поэтому необходим запас от 0,5-1,0 см. Требование, установленное Заказчиком не менее 200 мм, обосновано.
У Заказчика имеется практика использования чехлов для датчика УЗИ меньшей длины, это приводит к тому, что они рвутся, а также к тому, что при проведении УЗИ они слетают с датчика, т.к. длина является недостоточной для того, чтобы презерватив надежно зафиксировался на венчике датчика.
ГБУЗ "ДККБ" МЗ КК - является многопрофильным педиатрическим стационаром, структурным подразделением которого является Краевой перинатальный центр, который включает в себя акушерский стационар, консультативно-диагностические отделения, женскую консультацию. В Перинатальном центре получают лечение женщины, страдающие осложненным течением беременности, влекущим за собой сочетанные нарушения развития плода и новорожденного; женщины с осложненным развитием плода и др.
Закупка медицинских изделий (чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации) осуществляется для Перинатального центра. Медицинские изделия будут использоваться для проведения УЗИ у женщин, этим фактором также объясняются характеристики, указанные в описании объекта закупки.
Трансректальное и трaнcвaгинальное исследования предполагают введение датчика в ректальное отверстие или влагалище. Так как датчик многоразовый, присутствует необходимость в защите от передачи вирусов и инфекций от одного пациента к другому. УЗИ изделие производится из прочного латекса, оно должно иметь гладкую поверхность, на нем не предусмотрен накопитель и отсутствует смазка. Латекс, предназначенный для медицинских презервативов, является гипоаллергенным и прочным (для недопущения разрыва презерватива). Требования по "прочности" обусловлены необходимостью обеспечить отсутствие рисков заражения пациентов инфекционными и вирусными заболеваниями. Чем тоньше стенка изделия в микронах, тем больше риск проникновения вирусов. В соответствии с ФЗ-323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" оказываемая медицинская помощь должна быть безопасной для пациентов. Требование по толщине стенки не менее 0,075 не более 0,095 мм не является специфическим.
Требования по "прозрачности" обусловлены необходимостью четкой визуализации при проведении исследования. При использовании матовых чехлов (презервативов), врач при проведении исследований видит не четкую картинку, что приводит к ошибкам, особенно в первом триместре беременности. Существует специфика работы ПЦ, в функции которого входит: проведение скрининга на ранних сроках беременности 11-14 недель для пациентов закрепленных территорий (6 районов края) и женской консультация ГБУЗ ДККБ, отделения антенатальной охраны плода и краевого перинатального консилиума. Качество проведенных УЗИ исследований обусловлено спецификой возложенных функций и уровнем оказываемой специализированной медицинской помощи.
Неудовлетворительная визуализация при ультразвуковом исследовании (УЗИ) может иметь серьезные последствия для пациентов и врачей. Визуализация - это процесс создания изображения внутренних структур органов или тканей с помощью ультразвуковых волн. Неправильная или нечеткая визуализация может привести к неверным диагнозам, к вероятности пропустить порок развития плода, что может привести к ошибкам в тактике ведения беременности и метода родоразрешения.
В инструкциях на мединские изделия, направленных Заказчиком комиссии антимонопольного органа, указано, что изделия прозрачные.
Таким образом, при составлении описания объекта закупки учитывались исключительно потребности заказчика, отраженные в требованиях к характеристикам товара, к размерам и параметрам. Изменение данных параметров привело бы к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствуют об ограничении количества участников электронного аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствуют о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничения Заказчиком числа участников закупки. Также следует отметить, что предметом торгов является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, Поставщиком товара может быть любое лицо, в том числе и не производитель товара.
Законом не предусмотрена обязанность заказчика при осуществлении закупки принимать во внимание особенности деятельности хозяйствующих субъектов и установить требования к объекту закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода в части ограничения конкуренции и невозможности подать заявку для участия в закупке. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в закупке требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастерпак" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200028123001175).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 октября 2023 г. N 1081/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2023