Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России;
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика - Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области - Хан В.О. (действующая по доверенности N01/10506 от 14.08.2023 года), надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок", надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя Заявителя - УМВД России по Астраханской области, надлежащим образом извещенного, на основании обращения УМВД России по Астраханской области исх.N29/9565 от 05.10.2023 года, вх.N7843/23 от 05.10.2023 года и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком - Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (ИНН 3015071874, адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 49а) (далее также - Заказчик) и уполномоченным органом - Государственным казенным учреждением Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (ИНН 3015115200, адрес: 414000, г.Астрахань, ул.Ленина, стр. 20) (далее также - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по выполнению научно-исследовательских работ по внесению изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области, включая внесение сведений о границах охотничьих угодий в Единый государственный реестр недвижимости (номер извещения: 0825500000723003802), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 05.10.2023 года поступило обращение УМВД России по Астраханской области исх.N29/9565 от 05.10.2023 года, вх.N7843/23 от 05.10.2023 года, содержащее информацию о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по выполнению научно-исследовательских работ по внесению изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области, включая внесение сведений о границах охотничьих угодий в Единый государственный реестр недвижимости (номер извещения: 0825500000723003802) (далее также - конкурс).
Уведомлением NЕБ/6223/23 от 10.10.2023 принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика и Уполномоченного органа на предмет соблюдения ими требований Закона о контрактной системе при проведении вышеуказанного конкурса.
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 17.10.2023 в 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
28.07.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по выполнению научно-исследовательских работ по внесению изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области, включая внесение сведений о границах охотничьих угодий в Единый государственный реестр недвижимости (реестровый номер извещения: 0825500000723003802) (далее также - извещение).
Заказчиком конкурса является Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 600 000,00 рублей.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом в силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"(далее также - Постановление N2604).
Согласно пункту 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 Положения, при проведении конкурсов:
а) с учетом Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно Приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Приложением N2 к Положению установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Приложение N2).
Пунктом 11 Приложения N2 для закупок научно-исследовательских, опытно-технологических работ установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ:
- минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" равна 20 баллам;
- максимальная значимость критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" равна 10 баллам;
- максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" равна 80 баллам.
В соответствии с Извещением объект закупки определен Заказчиком как "выполнение научно-исследовательской работы" с указанием кода позиции по ОКПД2 - 72.19.15.000 ("Услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области наук о Земле и взаимосвязанных наук об окружающей среде").
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, размещенном вместе с извещением, Заказчик установил два критерия оценки:
1. цена контракта,
2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Поскольку в извещении Заказчик определил объект закупки как выполнение научно-исследовательских работ, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, размещенном вместе с извещением, Заказчик в соответствии с Положением указал, что значимость критерия "Цена контракта" составляет 20% (в случае если при проведении конкурса участником закупки предложена цена контракта сниженная на 25 % и более от НМЦК - 10%), а значимость критерия "Квалификация участников закупки - 80% (в случае если при проведении конкурса участником закупки предложена цена контракта сниженная на 25 % и более от НМЦК - 90%).
Однако отнесение работ по закупке к научно-исследовательским с присвоением кода 72.19.15.000 является необоснованным и неправомерным.
В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" к научно- исследовательским работам относятся работы, связанные с осуществлением научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок.
Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" определено, что под научными исследованиями и разработками понимается творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний и разработки новых или значительно усовершенствованных товаров, работ, услуг и методов их производства (передачи), новых или значительно усовершенствованных производственных процессов, а также поиска новых областей применения этих знаний.
При этом согласно описанию объекта закупки предметом работ по контракту являются, в том числе, кадастровые работы, работы по разработке компьютерного программного обеспечения с созданием электронной модели схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области, работы по разработке картографических материалов схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области.
Таким образом, Заказчик в нарушение ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении указал недостоверное наименование объекта закупки, что позволило ему установить значимость критериев оценки в нарушение Положения и, соответственно, п. 11 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 и ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" установлено, что документом, в отношении показателя оценки, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема.
При этом согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок Заказчика "работами (услугами) сопоставимого характера и объема считаются работы (услуги) предусматривающие составление, актуализацию территориальных схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий субъектов РФ (территориальное охотустройство) в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре", в которых заказчиком выступают органы исполнительной власти субъектов РФ. Работы по внутрихозяйственному охотустройству, не включающие работы по составлению/актуализации территориальных схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территорию субъекта РФ, не учитываются при оценке заявок".
Между тем, как уже было указано выше, в объект закупки помимо услуг по внесению изменений в схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области входят также кадастровые работы, работы по разработке компьютерного программного обеспечения с созданием электронной модели указанной схемы размещения, картографические работы.
Однако, исходя из Порядка оценки заявок Заказчика, опыт выполнения указанных работ при оценке заявок в нарушение пп. "в" п. 28 Положения учитываться не будет.
Указанное также нарушает п. 11 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 и ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Вышеописанные нарушения содержат признаки составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1.4, 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Однако 10.08.2023, то есть еще до назначения внеплановой проверки, в сроки, установленные п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе Заказчик самостоятельно отменил закупку, что свидетельствует об отсутствии оснований для передачи материалов внеплановой проверки должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении.
Основываясь на изложенном, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 11 ч. 1 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 и ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по выполнению научно-исследовательских работ по внесению изменений в Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Астраханской области, включая внесение сведений о границах охотничьих угодий в Единый государственный реестр недвижимости (номер извещения: 0825500000723003802).
2. Предписание не выдавать.
3. Не передавать материалы внеплановой проверки должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р. Умерова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 октября 2023 г. N 030/10/99-1091/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023