Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Европейская столица" Усмановой А.Ф. (доверенность N20231011/1 от 11.10.2023 года) и Курочкина В.Н. (доверенность N20231013/1 от 13.10.2023 года), в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" - Гариной Е.Г. (доверенность N2 от 24.01.2023 года) и Разиновой Т.Ю. (доверенность N1 от 24.01.2023 года), в присутствии представителей заинтересованного лица - Акционерного общества по строительству и реконструкции автомобильных дорого и аэродромов Гусейновой А.Р. (доверенность N138 от 03.11.2022 года) и Гусейновой А.Н. (доверенность N137 от 03.11.2022 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Европейская столица" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.10.2023 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Европейская столица" (далее также - ООО "Европейская столица", Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее также - ГКУ АО "Астраханьавтодор", Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041) (далее - конкурс).
По мнению Заявителя, комиссией по осуществлению закупок Заказчика допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 12.10.2023 года в 14 час. 15 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представитель Заявителя Усманова А.Ф. приняла участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Заказчика Гарина Е.Г. и Разинова Т.Ю. также приняли участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 12.10.2023 года на 13.10.2023 года на 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа.
Представитель Заявителя Усманова А.Ф. приняла участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Заказчика Гарина Е.Г. и Разинова Т.Ю. также приняли участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Акционерного общества по строительству и реконструкции автомобильных дорого и аэродромов (далее - АО "Донаэродорстрой", Победитель) Гусейнова А.Р. и Гусейнова А.Н. приняли участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 13.10.2023 года на 16.10.2023 года на 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа.
Представители Заявителя Усманова А.Ф. и Курочкин В.Н. приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Заказчика Гарина Е.Г. и Разиновой Т.Ю. также приняли участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители АО "Донаэродорстрой" Гусейнова А.Р. и Гусейнова А.Н. приняли участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
15.09.2023 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 280 424 487,22 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 NИЭОК1 победителем было признано АО "Донаэродорстрой".
Согласно доводу Заявителя комиссией по осуществлению закупок не приняты к оценке все контракты (договоры), представленные Заявителем по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Также, Заявитель просил Комиссию Управления проверить соблюдение комиссией по осуществлению закупок порядка оценки заявок при оценке заявки победителя.
В силу части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, Комиссия Управления не уполномочена рассматривать доводы жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по указанным нестоимостным критериям. Однако Комиссия вправе проверить соблюдение комиссией по осуществлению закупок Заказчика порядка оценки заявок Заявителя и Победителя.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено "Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу пункта 2 Положения "критерии оценки" - это предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).
Пунктом 3 Положения регламентировано, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующий показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Пунктом 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно файлу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" извещения критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", а также детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров", в рамках которых установлен следующий порядок оценки:
"К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ".
Представитель Заявителя пояснил, что комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом проведена оценка заявок ООО "Европейская столица" и АО "Донаэродорстрой", поскольку из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок и протокола подведения итогов не понятно, сколько контрактов было принято к оценке по каждому участнику, а сам Заявитель сомневается в наличии у Победителя превосходящего опыта.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.10.2023 NПРОII1 участнику закупки с идентификационным номером 32 (Заявка АО "Донаэродорстрой") по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присвоено 100 баллов, участнику закупки с идентификационными номером 66 (Заявка ООО "Европейская столица") по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" присвоено 36,66 баллов.
Проанализировав предоставленные ООО "Европейская столица" и АО "Донаэродорстрой" документы (копии контрактов/договоров, актов выполненных работ к ним и т.д.), Комиссия Управления пришла к следующему выводу.
Заявителем в подтверждение опыта представлено 2 контракта (договора), которые правомерно приняты комиссией по осуществлению закупок к оценке в полном объеме на общую сумму 19 807 116 679,02 рублей.
Однако, Комиссией Управления установлено, что Победителем в составе заявки представлено соответствующих извещению контрактов (договоров) на сумму большую, чем предложено Заявителем.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N572 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (далее также - Постановление N572).
Пунктом 6 Постановления N572 регламентировано, что в случае установления в контракте требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (результаты работ), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (результатов работы), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Также, в силу части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - Постановление N1466).
Согласно пункту 5 Постановления N1466 оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Поскольку рассматриваемая закупка (реестровый номер извещения 0825500000623000041) предусматривает выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, то применение положения, предусмотренного пунктом 6 Постановления N572 и пунктом 5 Постановления N1466 является обязанностью Заказчика.
Вместе с тем в пункте 5.1.34 проекта государственного контракта Заказчиком установлено, что подрядчик обязуется оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в пункте 5.1.34 проекта государственного контракта иного срока оплаты за выполненные субподрядчиком, соисполнителем работы нарушают требования части 11 статьи 34 и части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
С учетом данных обстоятельств, Комиссия решила выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений при заключении государственного контракта на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041).
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Европейская столица" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика - ГКУ АО "Астраханьавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041) необоснованной
2. Признать государственного заказчика - ГКУ АО "Астраханьавтодор" нарушившим часть 11 статьи 34 и часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041).
3. Выдать государственному заказчику - ГКУ АО "Астраханьавтодор" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонта Восточный обход г. Астрахани от автодороги Астрахань-Красный Яр до автодороги Астрахань-Зеленга км 4+100 - км 14+514 (реестровый номер извещения 0825500000623000041).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р. Умерова
К.В. Родина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 октября 2023 г. N 030/06/106-1050/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023