Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее также - Астраханского УФАС России, Управление),
членов комиссии:
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии начальника Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации муниципального образования "Красноярский муниципальный район Астраханской области" Бисембеева Аслихата Ихлазовича и представителя Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации муниципального образования "Красноярский муниципальный район Астраханской области" Калининой Татьяны Александровны (доверенность Nб/н от 16.10.2023 года), и в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Экоприют", Мирошниченко Дмитрия (доверенность Nб/н от 17.01.2023 года), рассмотрев заявление Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации муниципального образования "Красноярский муниципальный район Астраханской области" (416150, Астраханская область, Красноярский р-н, с. Красный Яр, ул. Спирякина, д.1; ИНН: 3006008918) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Экоприют" (414024, г. Астрахань, ул. Гоголя, д. 3, к. 2, пом. 90; ИНН 3019027957) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.10.2023 года поступило заявление Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации муниципального образования "Красноярский муниципальный район Астраханской области" (далее - Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО "Красноярский район", Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Экоприют" (далее также - Исполнитель, Общество, ООО "Экоприют") в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноярского района Астраханской области (ИКЗ 223300600891830060100100020017500244) (номер извещения 0325300029222000001) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 17.10.2023 года в 10 часов 30 минут местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
В Управление поступило ходатайство ООО "Экоприют" об отложении рассмотрения заявления о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на другую, более позднюю дату.
Положениями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течении пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Поскольку ходатайство Общества поступило 17.10.2023 года, а срок для рассмотрения заявления Заказчика о внесении информации об ООО "Экоприют" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заканчивается 18.10.2023 года, Комиссия Управления отказывает в удовлетворении указанного ходатайства.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Общество участие представителей не обеспечило, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Комиссия приняла решение объявить перерыв до 18.10.2023 года на 10 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представители Заказчика приняли участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель Общества также принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
26.01.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноярского района Астраханской области (ИКЗ 223300600891830060100100020017500244) (номер извещения 0325300029222000001) (далее - аукцион).
По результатам аукциона победителем было признано ООО "Экоприют" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.02.2022 NИЭА1).
18.02.2022 года между Заказчиком и Исполнителем был заключен Контракт, по условиям которого Исполнитель обязуется оказать услугу по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноярского района Астраханской области (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
Максимальное значение цены Контракта составляет 2 810 411,86 рублей, без НДС.
Цена единицы услуги составляет 8 999,99 рублей.
В силу пункта 5.1 Контракта Исполнитель оказывает услуги в срок: с даты заключения контракта по 23.12.2022 года.
Пунктом 5.2 Контракта установлено, что оказание услуг производится по адресу: Астраханская область, территория муниципального образования "Красноярский район".
Согласно пункту 3.1.1 Контракта Исполнитель обязан оказывать услуги по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев по заказ-нарядам, формируемым заявителем на основании обращений населения, организаций, экстренных обращений граждан на осуществление мероприятий, в соответствии с Техническим заданием.
В силу пункта 3.1.10 Контракта Исполнитель обязан ежемесячно предоставлять Заказчику документы, подтверждающие объемы оказанных услуг: акт сдачи-приемки оказанных услуг, акт отлова животного без владельца, акт выбытия животного без владельца, карточку учета животного без владельца, документы, подтверждающие оказание услуг по информированию населения о мероприятиях по отлову животных без владельца и о местонахождении приютов, куда передаются отловленные животные без владельца и иной документации, подтверждающей фактическое оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев.
В соответствии с пунктом 3.4.2 Контракта Заказчик имеет право случае обнаружения замечаний в предоставленных Исполнителем документах, возвращать их на доработку.
Пунктом 3.1.12 Контракта установлено, что Исполнитель обязан в течение 5-ти дней устранять замечания заявителя по оформлению документов.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта N1 от 27.09.2023 года (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с неисполнением Обществом своих обязанностей.
Как следует из Решения, в нарушение условий Контракта Исполнитель представил исполнительную документацию, в которой были выявлены ошибки, исправления и помарки.
Исправленные документы Исполнителем Заказчику не представлены, таким образом, Исполнитель свои обязательства по контракту исполнил ненадлежащим образом, тем самым нарушив пункт 3.1.12 Контракта. Кроме того, при сдаче Исполнителем документации Заказчику отсутствовали видеозаписи процесса отлова животных без владельцев.
Согласно пояснениям представителя Общества ООО "Экоприют" добросовестно исполнило обязательства по контракту на сумму 1 967 365,87 рублей, что составляет приблизительно 70 % от максимальной цены контракта.
При этом, поскольку территория приюта согласно распоряжению губернатора Астраханской области находилась с 30.11.2022 года по 03.02.2023 года в режиме карантина по бешенству и любые действия в отношении собак (перемещение, вакцинация, стерилизация, возврат на бывшие места обитания, передача в "Добрые руки") были запрещены, возможность подготовить исполнительную документацию появилась у Общества только с начала февраля 2023 года.
Однако, с 23.01.2023 года ответственное за подготовку документов лицо - главный ветеринар ООО "Экоприют" находился на больничном, что подтверждается копией выписки из карты амбулаторного больного от 23.01.2023 года.
Кроме того, в связи с проведением правоохранительными органами Российской Федерации следственных действий в отношении должностных лиц ООО "Экоприют", документы Общества неоднократно подвергались изъятию (протоколы выемки находятся в материалах дела), что также послужило причиной задержки передачи документов Заказчику.
Документация была передана Исполнителем Заказчику только 09.03.2023 года.
При этом, так как Заказчиком в документах были обнаружены существенные недостатки, они были возвращены Обществу на доработку.
Как следует из пояснений представителя Исполнителя, в связи с применением к должностным лицам ООО "Экоприют" меры пресечения в виде домашнего ареста, Общество не смогло в регламентированный Контрактом срок внести необходимые изменения в документацию.
Таким образом, исправленные документы переданы Управлению сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО "Красноярский район" 31.08.2023 года.
Однако, поскольку все замечания Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО "Красноярский район" Исполнителем не устранены, письмом N666 от 10.10.2023 года Заказчик вернул Обществу документацию в отношении 67 гол. собак.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 9.6.3 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке при неисполнения Исполнителем требования Заказчика устранить недостатки оказанной услуги.
Заказчик 27.09.2023 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 29.09.2023 года.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 29.09.2023 года, Решение вступило в силу 10.10.2023 года.
На момент вступления Решения в силу Исполнителем его обязательства по Контракту полностью не исполнены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Экоприют" обязательств по контракту на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноярского района Астраханской области (ИКЗ 223300600891830060100100020017500244) (номер извещения 0325300029222000001).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Экоприют" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Экоприют" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Экоприют" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноярского района Астраханской области (ИКЗ 223300600891830060100100020017500244) (номер извещения 0325300029222000001), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Экоприют", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Экоприют" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО "Красноярский район" о внесении сведений об ООО "Экоприют" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Управлением сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации МО "Красноярский район" требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории Красноярского района Астраханской области (ИКЗ 223300600891830060100100020017500244) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об ООО "Экоприют" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М. Балтыкова
Члены комиссии К.В. Родина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 октября 2023 г. N 030/10/104-1064/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2023