Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
рассмотрев жалобу ИП Вершинина В.В на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального комплекса Администрации Приуральского района при осуществлении закупки способом электронного аукциона на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по световому оформлению общественных пространств, начальная (максимальная) цена контракта - 13 500 000,00 рублей (извещение N 0890300004823000370), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее-ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, (вхд. N 6212-ЭП-23 от 06.10.2023).
Заявитель считает, что положения извещения о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 27.09.2023 14:48 (МСК+2))
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 05.10.2023 07:00 (МСК+2)
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 05.10.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.10.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком дополнительные требования должны устанавливаться исходя из позиции 9 приложения ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, однако данные требования Заказчиком не установлены.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
В соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571 работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, к участникам закупки установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора, строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
В соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению N 2571 работы по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупки установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В силу пункта 36 части 1 статьи 1 ГрК РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является выполнение работ по световому оформлению общественных пространств, находящихся в муниципальной собственности.
Заявитель считает обязанностью Заказчика установить к участникам Закупки дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571). При этом Заявитель на основании перечня Раздела II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (Приложение к Постановлению N2571) относит предмет Закупки к пункту 9 указанного Раздела - Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Заказчик считает, что указанный в извещении о Закупке код ОКПД 2 - 32.99.51.119 Изделия для новогодних и рождественских праздников прочие - наиболее полно соответствует предмету закупки и предъявлять к световому оформлению общественных пространств (далее - Товар, Товары) дополнительные требования в соответствии с Постановлением N2571 неправомерно по следующим причинам:
1) Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений)". В составе Товара Заказчика отсутствуют сооружения, соответствующие указанному определению. Поставляемый Товар состоит из металлического каркаса и светодиодных гирлянд и не может именоваться некапитальными строениями/сооружениями, так как не соответствуют вышеуказанному определению.
2) Целью поставки и монтажа Товара не является благоустройство территории. Согласно части 36 статьи 1 Кодекса "благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий". Поставка и монтаж Товара является временными объектами - не относится к благоустройству территории в связи с тем, что Товар не имеет в своем составе элементы благоустройства. Согласно пункту 38 статьи 1 Кодекса "элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории".
В этой связи Комиссия считает, что установление дополнительных требований к участникам, в частности о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, не требуется, так как объект Закупки не относится к отдельным видам работ, установленным в Постановлении N 2571.
Заказчиком были установлены требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе. Установленные заказчиком требования не препятствовали Заявителю принимать участие в закупке, права Заявителя никаким образом не нарушены. Заказчик не установил в аукционной документации положений, которые ограничили возможность участия или создали преимущественные условия участия в торгах участникам закупки. Данное обстоятельство подтверждается информацией с электронной площадки, согласно которой на дату окончания подачи заявок было подано 8 (восемь) заявок. Из этого следует, что закупка является конкурентной, никаких препятствий для подачи заявки на участие в конкурсе для любых потенциальных участников закупки, включая Заявителя, не было.
Кроме того, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов.
С учетом сведений официального сайта ЕИС в сфере закупок об участии Заявителя в исполнении государственных, муниципальных контрактов и иных договоров, Заявитель не имеет опыта в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2571.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Вершинин Василий Васильевич действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального комплекса Администрации Приуральского района при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по световому оформлению общественных пространств, начальная (максимальная) цена контракта - 13 500 000,00 рублей (извещение N 0890300004823000370), необоснованной.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 октября 2023 г. N 089/06/31-742/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023