Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
<________..>
<________..>
<________..>
<________..>
<________..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Научно-технический центр "Гипроград" на действия Заказчика - МУ "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схемы водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработка проекта стратегии социально-экономического развития городского округа города Лабытнанги и Плана мероприятий по ее реализации, разработка проекта внесения изменений в генеральный план и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, начальная (максимальная) цена контракта - 16 401 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000327) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации в сети Интернет - www zakupki.gov.ru (далее - Закупка, официальный сайт ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о проведении закупки противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 09.10.2023 07:00 (МСК+2);
3) дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 11.10.2023;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 12.10.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что:
1. Заказчиком неправомерно не установлено требование к участнику Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии действующей лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. Заказчиком в нарушение требований постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) неправомерно установлено требование о том, что к оценке будут приниматься контракты (договоры) исключительно на выполнение научно-исследовательских работ, технические задания которых предусматривают разработку стратегии социально-экономического развития и/или стратегии пространственного развития и/или концепции пространственного планирования; и/или выполнение научно-исследовательских работ, технические задания которых предусматривают разработку единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования и/или одновременную разработку генерального плана и правил землепользования и застройки в одном контракте (договоре).
Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы Заявителя в соответствии с которыми последний считает, что при формировании извещения об осуществлении закупки действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. С доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. Требования к извещению об осуществлении закупки установлены ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Комиссия сообщает, что требования к участникам закупки устанавливаются в извещении об осуществлении закупки, а требования к составу и содержанию заявки устанавливаются приложением к такому извещению.
В соответствии со статьей 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "О государственной тайне", к сведениям, содержащим государственную тайну, относятся сведений о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих для поселений с численностью населения более 200 тыс. человек.
Комиссия установила, что согласно извещению по закупке N 0190300000223000327 и Приложению N 3 к данному извещению "Требования к содержанию, состав заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению", заказчиком не установлено такого требования к участнику закупки, как наличия у него действующей лицензии ФСБ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и предоставлению такой лицензии в составе заявки.
В своих возражениях Заказчик указал, что установление к участникам закупки требования о наличии лицензии ФСБ сужает круг потенциальных участников закупки и создает преимущественные условия для участия в закупке участникам, обладающим такой лицензией, соответственно, данное требование должно быть заказчиком обоснованно. Разработанная схема водоотведения и водоснабжения является публичным документом, что исключает возможность использования каких-либо данных, относящихся к государственной тайне в ее составе.
Комиссия установила, что численность муниципального образования городской округ город Лабытнанги не превышает 35 тысяч человек, следовательно, действия заказчика не противоречат действующему законодательству в сфере контрактной системы и Указу Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "О государственной тайне".
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Положение N 2604).
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп."в" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п. 24 Положения порядком оценки:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, размещенному в ЕИС, Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе их значимость и порядок оценки, где в соответствии с разделом III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" п. 1 установлен критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показателем оценки по данному критерию является:
- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта;
Предмет контракта (договора), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): выполнение научно-исследовательских работ, технические задания которых предусматривают разработку стратегии социально-экономического развития и/или стратегии пространственного развития и/или концепции пространственного развития и/или концепции пространственного планирования; и/или выполнение научно-исследовательских работ, технические задания которых предусматривают разработку единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования и/или одновременную разработку генерального плана и правил землепользования и застройки в одном контракте (договоре).
Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора) и (или) в описании объекта закупки (техническом задании), которое является неотъемлемой частью контракта (договора)
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Копии заключенных и исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ).
2) Копии актов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) по вышеуказанным контрактам (договорам).
При этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В своей жалобе Заявитель указывает, что в состав технического задания Заказчиком включены следующие виды работ:
-Подготовка проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Лабытнанги до 2035 года и план мероприятий по ее реализации;
-Подготовка предложений по внесению изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Лабытнанги;
-Подготовка проекта схемы теплоснабжения, проекта схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Лабытнанги;
-Подготовка проекта программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, проекта программы комплексного развития социальной инфраструктуры, проекта программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Лабытнанги.
Изучив Приложение N 1 к описанию объекта закупки "Техническое задание" Комиссия установила, что выполнение комплексных работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схемы водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработка проекта стратегии социально-экономического развития городского округа города Лабытнанги и Плана мероприятий по ее реализации, разработка проекта внесения изменений в генеральный план и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа должно содержать следующие формы работ:
1. Организация и выполнение научных исследований для обоснования решений по социально-экономическому развитию территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Организация и выполнение научных исследований для обоснования решений по пространственному развитию территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Апробация научных исследований при разработке проектов документации по управлению развитием территории муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом Комиссия считает, что объект закупки изначально обладает прямой спецификой в сфере выполнения научно-исследовательских работ, которая указывает на его исключительность.
Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что оспариваемый критерий оценки, связанный с наличием у участника закупки опыта работы, предметом которого является выполнение научно-исследовательских работ, по своей сути является способом подтверждения наличия у участника закупки опыта исполнения контрактов (договоров) в указанной сфере, ввиду чего, с учетом установления в порядке оценки положения о возможности подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров) на выполнение научно-исследовательских работ, технические задания которых предусматривают разработку стратегии социально-экономического развития и/или стратегии пространственного развития и/или концепции пространственного развития и/или концепции пространственного планирования; и/или выполнение научно-исследовательских работ, технические задания которых предусматривают разработку единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования и/или одновременную разработку генерального плана и правил землепользования и застройки в одном контракте (договоре), не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений как Закона о контрактной системе, так и норм пп."в" п. 28 Положения.
Также следует отметить, что Комиссией учтена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278 по делу N А53-1094/2018 из которого следует, что не стоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Таким образом, соответствие опыта работы предмету контракта (выполнение комплексных работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схемы водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработка проекта стратегии социально-экономического развития городского округа города Лабытнанги и Плана мероприятий по ее реализации, разработка проекта внесения изменений в генеральный план и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа) не ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на участие в закупке, так как установление такого показателя оценки как "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" направлено исключительно на необходимость заключения контракта с наиболее квалифицированными участниками, способными выполнить условия именно данного контракта качественно, должным образом, в установленные сроки в соответствии с требованиями заказчика и действующего законодательства.
Следовательно, довод Заявителя не нашел свое подтверждение и является необоснованным.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия не устанавливает в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе и Постановления N 2604, а довод заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Научно-технический центр "Гипроград" на действия Заказчика - МУ "Дирекция по обеспечению деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных работ по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схемы водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработка проекта стратегии социально-экономического развития городского округа города Лабытнанги и Плана мероприятий по ее реализации, разработка проекта внесения изменений в генеральный план и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, начальная (максимальная) цена контракта - 16 401 000,00 (извещение N 0190300000223000327), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 октября 2023 г. N 089/06/48-746/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2023