Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Аурисмед" на действия Государственного учреждения Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами во 2 полугодии 2023 года (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267100001623000119),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе Заявитель считает, что извещение о проведении закупки составлено с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1.По позиции 9 Технического задания к поставке можно предложить слуховые аппараты только иностранного производства Bernafon, по позиции 10 Технического задания к поставке можно предложить слуховые аппараты иностранного производства Bernafon, Fonak, что исключает возможность предложить к поставке слуховые аппараты российского производства. Заявитель указывает, что описание объекта закупки должно быть составлено с учетом всех производителей и значений параметров слуховых аппаратов.
2. В соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", ГОСТ 30880-2002 "Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний" ( далее -ГОСТ Р 51024-2012) допустимое отклонение полного акустического усиления на контрольной частоте или полного УАМЧ от номинального должно быть не более +/- 5дБ, допустимое отклонение максимального ВУЗД насыщения, максимального ВУЗД90 или ВУЗД90 на контрольной частоте, ВУС90 на контрольной частоте от номинального должно быть не более +/- 4дБ.
Таким образом, ГОСТ Р 51024-2012 устанавливает допустимое отклонение указанных параметров, при этом допустимое отклонение не учтено при описании объекта закупки к усилению и ВУЗД90, что влечет ограничение количества участников закупки.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласились с доводами заявителя, считают, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку сформировано на основании потребности лечебного учреждения в закупаемом товаре, предоставил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела. Указал, что требования к слуховым аппаратам определены с учетом программы реабилитации инвалида, слуховым аппаратом которым должен быть обеспечен инвалид. К числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и принцип эффективности осуществления закупки, который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В рассматриваемом случае у ОСФР по Тюменской области существует потребность именно в слуховых аппаратах с указанными в техническом задании характеристиками. У Заказчика отсутствует возможность составить описание объекта закупки, под которое будут подходить все производимые в Российской Федерации, поскольку целью Заказчика является обеспечение слуховыми аппаратами конкретных инвалидов.
Согласно п. 3.41 ГОСТ Р 51024-2012 указано, что "номинальное значение" - это значение параметра слухового аппарата, указанное в технических условиях.
Заказчику поставляется слуховой аппарат, прошедший приемку у производителя, соответствующий требованиям технических условий, параметры которого соответствуют номинальным значениям.
Номинальное значение, это значение, которому предписано соответствовать параметру прибора в соответствии с требованием производственной документацией.
Заказчик не требует проведение испытаний или производство товара, не осуществляет приемочные испытания на проверку соответствия требованиям технических условий, случаи, в которых допуски и погрешности измерений необходимо учитывать. В рассматриваемом случае закупается услуга, в состав которой входит поставка готового к продаже товара, параметры которого соответствуют номинальным значениям.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы и сведения, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из материалов дела усматривается, что ОСФР по Тюменской области, являясь заказчикам, выступило организатором проведения электронного аукциона предметом которого является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами во 2 полугодии 2023 года.
Начальная (максимальная) цена контракта 2 000 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 29.09.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0267100001623000119.
Согласно Техническому заданию закупки к поставке требуется следующий товар:
- слуховой аппарат цифровой внутриушной мощный. ОКПД 2 26.60.14.120 Аппараты слуховые. КТРУ 26.60.14.120-00000002 Аппарат слуховой внутриушной воздушной проводимости Максимальный ВУЗД 90: не менее 126 дБ Максимальное акустическое усиление: не более 65 дБ Частотный диапазон (диапазон воспроизводимых частот): нижняя граница диапазона частот не более 100 Гц, верхняя граница диапазона не менее 6000 Гц. Количество каналов цифровой обработки акустического сигнала: не менее 15 каналов цифровой обработки звука или бесканальный; Количество пользовательских акустических программ: не менее 4.Должны быть следующие функциональные и качественные характеристики: адаптивная система подавления обратной связи;шумоподавление; подавление шумов микрофона (тихих шумов);АРУ; дневник регистрации данных о режимах работы слухового аппарата. звуковая индикация переключения программ и разрядки батарейки; беспроводная функция связи между слуховыми аппаратами, позволяющая пользователю синхронно регулировать усиление и переключение программ при бинауральном слухопротезировании (п.9);
- слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности. ОКПД 2 26.60.14.120 Аппараты слуховые. КТРУ 26.60.14.120-00000002. Максимальный ВУЗД 90: не менее 109 дБ Максимальное акустическое усиление: не менее 40 дБ Частотный диапазон (диапазон воспроизводимых частот): нижняя граница диапазона частот не более 100 Гц, верхняя граница диапазона не менее 6000 Гц. Количество каналов цифровой обработки акустического сигнала: не менее 15 каналов цифровой обработки звука или бесканальный. Количество пользовательских акустических программ: не менее 3. Должны быть следующие функциональные и качественные характеристики:адаптивная система подавления обратной связи;шумоподавление; подавление шумов микрофона (тихих шумов); АРУ; дневник регистрации данных о режимах работы слухового аппарата. звуковая индикация переключения программ; звуковая индикация разряда источника питания. Беспроводная функция связи между слуховыми аппаратами, позволяющая пользователю синхронно регулировать усиление и переключение программ при бинауральном слухопротезировании (п.10).
Согласно Техническому заданию на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами во 2 полугодии 2023 года изделия должны быть изготовлены в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51632-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний".
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, устанавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", ГОСТ 30880-2002 "Совместимость технических средств электромагнитная. Слуховые аппараты. Требования и методы испытаний".
По первому доводу заявителя, Комиссия указывает следующее.
Как следует из пояснений заказчика, описание объекта закупки сформировано на основании потребности лиц, с ограниченными возможностями нуждающимися в получении необходимых слуховых аппаратах для обеспечения эффективности реабилитационного процесса, при этом, характеристикам закупаемого товара по позиции 9,10 описания объекта закупки соответствует товар нескольких производителей: Bernafon, Швейцария, Сонник Инновэйшнлс Инк., США.
Комиссия отмечает, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.
Данный вывод сформулирован антимонопольным органом в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Комиссия отмечает, что участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано, что установленные заказчиком требования к закупаемому товару привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком.
Учитывая, что предметом контракта является поставка медицинского изделия (слуховых аппаратов), а не его изготовление, то участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации. Соответственно, любой предполагаемый участник закупки имеет возможность приобрести товар, являющийся предметом аукциона.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке товара, равно как и невозможность его приобретения у третьих лиц.
Кроме того, не опровергнут довод заказчика о том, что характеристикам закупаемого товара соответствуют несколько производителей.
ООО "Аурисмед" в заседание Комиссии не явилось, не представило доказательств, подтверждающих наличие у него законного интереса в участии в данной закупке, в том числе осуществление деятельности, связанной с предметом данной закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
Довод заявителя относительно того, что Заказчиком при описании характеристик закупаемого товара не указано допустимое отклонение полного акустического усиления, максимального ВУЗД, предусмотренное ГОСТ Р 51024-2012, ГОСТ 30880-2002, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно Техническому заданию к поставке требуются: слуховой аппарат цифровой внутриушной мощный максимальный ВУЗД 90: не менее 126 дБ максимальное акустическое усиление: не более 65 дБ (п.9); слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности. максимальный ВУЗД 90: не менее 109 дБ , максимальное акустическое усиление: не менее 40 дБ (п.10) и т.д.
Как указал представитель заказчика, ОСФР по Тюменской области приобретается слуховой аппарат, прошедший приемку у производителя, соответствующий требованиям технических условий, параметры которого соответствуют номинальным значениям.
Номинальное значение, это значение, которому предписано соответствовать параметру прибора в соответствии с требованием производственной документацией (п. 3.41 ГОСТ Р 51024-2012).
ОСФР по Тюменской области не требует проведение испытаний или производство товара, не осуществляет приемочные испытания на проверку соответствия требованиям технических условий, случаи, в которых допуски и погрешности измерений необходимо учитывать. В рассматриваемом случае закупается услуга, в состав которой входит поставка готового к продаже товара, параметры которого соответствуют номинальным значениям.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аурисмед" на действия Государственного учреждения Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами во 2 полугодии 2023 года (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267100001623000119), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 октября 2023 г. N 072/06/44/188/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2023